«Alien: Blackout – это “Five Nights at Freddy's”» — прочитаете вы в отзывах на игру в App Store и Google Play. И я не знаю, что на это ответить, потому что с классикой инди-хорроров не знаком. Да, и даже летсплеев не смотрел. Мог бы посмотреть, когда узнал, что мне предстоит писать обзор на новую игру, но умышленно не стал.
Так что сравнений с источником вдохновения, если он таковым являлся, здесь не будет. Хотя и на финальной оценке это тоже не может не отразится: «Чужой» — популярная и дорогая франшиза, для которой могли бы придумать и оригинальные механики, а не копировать таковые у инди-проектов.
Не Alien: Isolation
Alien: Isolation – это популярная компьютерная игра в жанре хоррор от разработчиков из Creative Assembly (да, тех самых, что стратегическую серию Total War создают). И когда в сети начали появляться слухи о том, что Аманда Рипли — главная героиня Isolation — скоро снова предстанет перед игрокам, многие подумали, что речь идет о полноценном сиквеле. Это не он, и кроме имени протагониста ничего общего с оригиналом не имеет.
Не совсем мобильная игра
Мы привыкли к тому, что мобильные игры должны быть либо простыми, либо быстрыми, чтобы пользователи могли наслаждаться ими в пути, в очереди или просто отвлекаясь от других видов деятельности.
Но даже начальные уровни Alien: Blackout занимают больше 5 минут, и достаточно отвлечься на пару секунд, чтобы проиграть. Поэтому в той же очереди сильно не поиграешь.
Для погружения — а оно здесь играет немалую роль — играть нужно в темноте и наушниках. Это тоже требует создания определенных условий с вашей стороны. Можно, конечно, играть просто ради прохождения, но это как читать книгу ради галочки, а не потому что вам нравится следить за историей.
При этом в мобильный формат Blackout вписывается отлично: интуитивный интерфейс, управление тапами, минимум экшена. На этом мобильность заканчивается.
Blackout — это еще и не хоррор. Фактически, конечно, хоррор, но совсем не страшный
Признаюсь, возможности поиграть в Blackout ночью в наушниках у меня не получилось. Наверняка в таких условиях ощущения были бы поинтереснее, но все равно — не ровня полноценным хоррорам.
Не уверен, что стоит рекомендовать эту игру тем, кто любит пугаться. Только если вы очень впечатлительный.
Игровой процесс
Если вы, как и я, никогда не играли в Five Nights at Freddy’s, расскажу, в чем заключается геймплей (хотя я до конца и не уверен, насколько проекты все-таки похожи друг на друга).
Вы играете за Аманду Рипли, которая занимает позицию в вентиляционной шахте, скрываясь от Чужого и ведя членов команды до нужных им позиций. Делает она это, отдавая команды по рации и отталкиваясь от знания местоположения монстра. Для отслеживания последнего она использует камеры, расположенные в разных местах локации, датчики движения и комментарии экипажа.
Вы не можете прямо управлять всеми членами команды, но отдаете им приказы: стоять или идти, спрятаться или выйти, красться или бежать. Не все из них они выполняют мгновенно, на некоторые реагируют словами, а определенные вообще не успевают закончить.
Наконец, на карте вы будете отмечать точки, к которым должны подойти персонажи и можете рисовать траекторию предпочитаемого движения на карте.
Стоит помнить, что и сама Аманда не в бункере находится. К ней в любой момент может забраться Чужой, и спасаться от него нужно, закрывая люк.
На каждый активированный датчик движения, дверь и закрывание люка тратится энергия, за расходом которой важно следить, чтобы не лишиться ее в самый ответственный момент. А еще у вас ограниченный запас времени на выполнение всех заданий на одной локации.
Теперь, когда вы понимаете, сколько элементов находится в зоне вашей ответственности, должны осознавать, что игра еще и совсем не простая.
Сюжет и атмосфера
Действие игры происходит сразу после событий Alien: Isolation, что может понравится фанатам оригинала, если они вообще захотят играть в Blackout. В качестве членов экипажа корабля выступают одни из лучших специалистов «Вейлан-Ютани», известной всем фанатам франшизы.
Все диалоги в игре озвучены. Когда Аманда дает указания персонажам, они реагируют на них. Не менее активно воспринимают смерть своих товарищей. Это придает игре глубины.
В начале каждого уровня и в определенные его моменты герои обсуждают как текущую ситуацию, так и отдельные вещи, которые опять же должны быть знакомы фанатам вселенной.
Недостатки
- Игра довольно сложная, и настроить этот элемент нельзя. Даже если вы хотите просто проникнуться атмосферой космического корабля с машиной для убийств, охотящейся за вами и вашими товарищами, у вас не получится забыть обо всех обязанностях. И вы будете проигрывать, проигрывать часто.
- Если Чужой бродит по кораблю непредсказуемо, то точки сюжетных заданий не меняются. В одном из первых уровней вам нужно найти бывших членов экипажа корабля. Если вы один раз поймете, где они находятся и проиграете, в следующий раз достаточно будет вернуться в то же место, не перебирая другие доступные. Из-за совмещения высокой сложности и отсутствия случайности игра быстра становится механической.
- Alien: Blackout достаточно короткая, но почти наверняка в обновлениях игроков ждут новые локации и, возможно, какие интересные режимы. Особенно хотелось бы получить PvP, где один играет за Аманду, а второй — за Чужого.
Выводы
Интересная получилась ситуация. Фанаты Alien: Isolation и хейтеры мобильных игр вместе поставили очень много дизлайков анонсирующему трейлеру игры. Они ее, разумеется, не покупали. А вот сами игроки оценили Blackout очень неплохо. Да, хита не получилось, но и провалом это тоже не назовешь.
Но мне игра не понравилась. Да, в ней есть напряженная атмосфера, отличные диалоги и музыка, и даже игровой процесс построен так, чтобы создать ощущение, будто бы вы лично управляете космическим кораблем и отдаете команды членам экипажа.
Но я не хочу винить разработчиков. На мой взгляд, главная причина неудачи — попытка сделать все это в мобильном формате. Максимально неподходящем под изначальные идеи.