Как-то в Википедии я прочитал, что разработчики студии Supercell в свое время хотели сделать стратегическую игру, которая бы работала на сенсорном экране, но ощущалась простой и приятной. Я тут же отправился на другую страницу посмотреть определение жанра «стратегии». Википедия — не истина в последней инстанции, но все-таки она чуть ближе к ней, чем люди, которые подгоняют результат под понятия.
Стратегическая игра — жанр компьютерных игр; игры данного жанра характеризуются тем, что игроку для достижения цели необходимо применять стратегическое мышление, и оно противопоставляется быстрым действиям и реакцией, которые, как правило, не обязательны для успеха в таких играх.
Это предложение убедило меня в том, что при создании Clash of Clans авторы все-таки упустили кое-что из уравнения. Они действительно сделали простую и приятную игру, которая хорошо ощущается на сенсорных экранах, но это была не стратегия.
И тут появляется вопрос: а стоит ли жертвовать геймплейными элементами (тем, ради чего мы и играем в игры) ради простоты. Ответ кроется в правильном балансе. И в Company of Heroes от Feral Interactive этот баланс идеален.
Несмотря на очевидно устаревшую картинку, ощущения игра дарит совершенно непередаваемые. Если вы часто играете в чисто мобильные игры, но при этом знакомы с консольными проектами, то наверняка знаете это чувство компромисса, которое не отпускает в момент запуска приложения на смартфоне. Company of Heroes в этом плане создает некий диссонанс. От нее будто бы постоянно ждешь подвоха: что вот сейчас тебе помогут, здесь попросят подождать, а вот тут рекламу запустят. И когда этого не происходит, по-настоящему погружаешься в игру.
Управление
Это без сомнения главный камень преткновения в отношении индустрии мобильных игр. И для столь сложного и комплексного жанра, как стратегия, оно играет такую же важную роль, как для шутеров или любых экшенов. Неспроста стратегии всегда были эксклюзивом ПК.
Как бы мне не хотелось кричать о революции и о спасении жанра на мобильных, идеальным управление в Company of Heroes на iPad назвать не получается. Самая большая проблема — «прыжки по локации». Клавиатура и мышка на компьютере дополняют друг друга, а здесь не играет особой роли, сколько пальцев вы используете: пять или один. Ориентироваться мгновенно все равно не получается.
Вполне возможно, что определенную роль играет отсутствие привычки. В играх мы всегда можем самостоятельно назначать кнопки, но в случае знакомства с жанром знаем, что войска выделяются обводкой, а для осуществления действий используется правая кнопка мыши.
Feral проделала отличную работу для конструирования собственного способа управления, и будет прекрасно, если их наработки возьмут за основу разработчики других полноценных стратегий на мобильных, но на текущем этапе приходится учиться играть.
Обязательно пройдите встроенное обучение разным аспектам Company of Heroes, чтобы чувствовать себя чуть увереннее в операциях.
Я долго думал, стоит ли считать неидеальное управление в игре (где оно играет столь важную роль) недостатком, но пришел к выводу, что разработчики все-таки адаптировали проект, а не создавали с нуля. И они не могли выбросить определенные механики, просто потому что те плохо работают.
Взамен же предложили разнообразный список вариантов управления. Вы можете выбрать один из таких и использовать только его или комбинировать несколько.
Company of Heroes
О Company of Heroes сказано очень много. Ее по праву считают одной из лучших стратегий в реальном времени в истории, и я не думаю, что мне есть смысл говорить об этом аспекте.
Отмечу лишь отдельные понравившиеся моменты:
- Несмотря на слабую картинку, происходящее воспринимается очень живо. Кстати, в обзорах оригинальной игры многие говорили о дорогой постановке и крутой графике. Лишний показатель того, как хорошо развивается индустрия
- Ресурсы не перетягивают на себя весь геймплей, но добавляют в игру глубину. Тем не менее она все равно в значительной мере напоминает именно тактику, а не стратегию
- Операции прекрасны — разнообразны как в плане места действия, так и в отношении целей
Отдельный момент — баланс. В игре есть разные уровни сложности. Выбираете один в соответствии со своим опытом знакомства с жанром и получаете бросающее вызов испытание, которое не раздражает ни излишней сложностью, ни простотой.
Выводы
Company of Heroes — хорошая игра, а Feral Interactive — проверенная студия, которая всегда делает свою работу на на совесть, поэтому сомнений в том, что новинка получится крутой, у меня лично не было. Но оставался вопрос: насколько круто все это будет играться? На мой взгляд, получилась настолько круто, насколько было возможно, учитывая исходный материал.
Играя в Company of Heroes, я попробовал себе представить StarCraft II на мобильных, и мне показалось, что ее было бы проще приспособить под такие особенности управление в первую очередь из-за меньшей тактичности и большей стратегичности.
Но в любом случае Company of Heroes — прекрасная игра; Feral Interactive — знатоки своего дела; а выход этой стратегии на iPad — важная веха для мобильной игровой индустрии.