Релиз Factorio в этом году привёл к тому, что внимание мобильной общественности направилось на игру под названием Sandship. По механике они выглядят практически идентично — на первый план выдвигается создание настоящего завода по добыче и переработке ценных ископаемых. Лично я к подобным жанрам отношусь прохладно, хотя инди-поделки и привлекают. В данном случае считаю это даже плюсом, потому что обзор и вывод будут достаточно взвешенными, без сахарной пудры и прочего. Скриншоты я делал по ходу прохождения со своего iPhone 8, с мнением других авторов не знакомился. Так что достаём микроскоп и рассматриваем Sandship со всех ракурсов.
Стоит заметить, что Sandship: Crafting Factory вышла 7-го мая 2020 года на iOS и Android. С того момента вы могли немного поиграть в неё и немного разочароваться. К Новому году разработчики из студии Rockbite Games выпустили крупное обновление, где добавили новые устройства, турели и врагов. Вместе с этим крафт ресурсов и материалов стал гораздо быстрее благодаря бустерам. Ну и самое главное — разработчики заявляют, что они пофиксили сотни багов. Моё первое знакомство с данной игрой произошло после выхода этого обновления.
Sandship: Crafting Factory — это третий проект студии Rockbite Games (если верить App Store). До этого они уже выпускали подобную игру, она называется Deep Town. Но если та была про автоматизацию раскопок в портретном режиме, здесь мы получаем условно-бесплатный проект с серьёзными намерениями. На момент написания обзора Sandship держится на 100 месте в топе стратегий на iOS.
Сюжет
Сюжет в Sandship определённо есть: игра разбита по главам, выполнение которых может затягиваться на несколько дней. В итоге совершенно забываешь про существование какой-то истории местной вселенной до того момента, пока не заканчиваешь ещё одну главу. Тогда наш робот-спутник вспоминает «ясное небо и зелёных орков», а огромная портативная робо-черепаха катит в далёкие края. Вместе с этим меня не покидает чувство, что сюжет выполнен «для галочки» и здесь он является просто связующим звеном между игроком и геймплеем. Какого-то особого погружения я не почувствовал, да и игра не про глубокие смыслы.
Но если вы не можете обойтись без описаний игровых миров и в The Elder Scrolls: Skyrim прочитали каждую книгу, то в самом начале нам выдают некий сюжетный предмет, который в деталях описывает то, что произошло до нашего прихода. Текста много, на маленьком экране воспринимается трудно, поэтому его я тоже благополучно пропустил. Будем надеяться, что разработчики просто следовали незыблемым заветам Джона Кармака (создателя DOOM) о сюжете в видеоиграх — он должен быть, но совершенно не важен.
Сюжет в Sandship не занимает главное место: он подаётся через диалоги, реже — через записки. Порой про него просто забываешь, но от этого игра только выигрывает — можно сосредоточиться на ламповом и увлекательном геймплее.
Игровой процесс
Вот геймплей затянул меня на целую неделю в местные цеха по добыче ресурсов и производству из них ценных материалов. Они нужны, чтобы улучшать наш корабль на гусеницах, открывать новые способы производства и помогать сюжетным NPC. Данный момент выполнен на все пять баллов: постоянно хочется улучшать и сделать эффективнее цепочки устройств и конвейеров. На это подбивают один фактор — время. Sandship не требует от нас постоянного пребывания в игре, но как и в Fallout Shelter изредка заходить придётся. Это поможет выгружать вовремя материалы на склад, исследовать новые устройства и типы ресурсов, а также открывать контейнеры. В последних спрятаны коллекционные предметы, которые другим способом не заработать.
А теперь вспомним, зачем капиталисты вообще создали конвейер — чтобы ускорить работу. Вот как раз поэтому и приходится постоянно думать о том, как бы запихнуть в маленькое помещение столько устройств, чтобы они производили сразу все необходимые ресурсы? Ведь по сути эти ресурсы являются во многих случаях денежной валютой, помимо имеющегося золота и кристаллов, о которых мы поговорим чуть позже. Так что у вас есть два варианта: сразу наладить производство и при каждом заходе становиться богаче, шагая по сюжету и заданиям семимильными шагами или же погрязнуть в пучине безнадёжности и собирать ресурсы по крупицам. Ответ очевиден. А научиться правильно использовать ограниченное пространство помогут головоломки.
Головоломки
Если где и испытывать свои мозги на прочность, то в маленьком здании «Головоломки» (его можно увидеть на скриншоте сверху по синей иконке пазла). Не волнуйтесь, с самого начала разработчики дадут решить самые тривиальные задачки, которые посильны любому, кто хотя бы поиграл день-два. Каждый раз перед нами поставлена цель добыть один или даже несколько ресурсов с частично построенной схемой устройств и конвейеров. Наша задача — добавить недостающие части, то есть «закончить пазл». Если видите что-то на оранжево-чёрной площади, то значит перемещать или поворачивать это нельзя. За каждую пройденную головоломку даётся уникальная валюта — очки Йик. Как я понял, она тратится на трофеи, чтобы доказать своё умственное превосходство над другими. Помимо этого можно создавать свои головоломки.
В головоломках интересно провести время, пока ждёшь окончания исследования или выполнения задания. Но очень быстро там начинают появляться те устройства, которые ещё не открыты. Это приводит к тому, что ты не знаешь, что и куда девать, поэтому приходится разбираться с такими вопросами для каждой конкретной загадки.
Монетизация
Стоит отдать должное разработчикам из Rockbite Games — они умудрились сделать монетизацию ненавязчивой от слова совсем. За две недели достаточно активной игры мне ни разу не пришлось из кожи вон лезть, чтобы чего-то достичь. Плюс Sandship не предлагает приобрести валюту (золото / кристаллы) или сундуки надоедливыми уведомлениями. Да, сначала нас знакомят с бустерами и кристаллами для ускорения производства, но на этом всё. И если не заглядывать случайно в раздел «Магазин», то может сложиться впечатление, что играешь в добротный премиальный проект. Кстати, чуть не забыл — рекламы в игре нет от слова совсем. Как вам такое?
Но создание игр обходится довольно дорого, поэтому всё таки возможность «задонатить» есть и если не следовать советам по поводу оптимизации производства, то рано или поздно в голове появится мысль: «Не хватает какого-то ресурса, придётся выполнять задания, настраивать конвейерный процесс и ждать минимум день». При этом какое-то количество кристаллов нам дают. Если их не тратить, то через неделю-две хватит на покупку двух редких контейнеров или 20 000 золота. Считаю, что монетизация в Sandship ненавязчивая, поэтому ставить её в ряд с другими условно-бесплатными проектами совсем не хочется.
Вердикт
Мне было искренне интересно перезаходить несколько раз на дню в Sandship, проверяя количество добытых ресурсов и улучшенных технологий. Система конвейера меня очень удивила и мне постоянно хотелось сделать лучше. Но у любой хорошей истории должна быть концовка, а условная бесплатность Sandship вряд ли позволит её достичь. Любители жанра и хороших free-to-play игр, за неимением хороших альтернатив Factorio на смартфонах, обязательно оценят данный проект. Лёгкие в освоении механики и отсутствие злостного доната затянули меня с головой в местный мир шестерёнок и металлических существ, при том что я не считаю себя любителем подобных игр. У Sandship есть своя идентичность, поэтому в море простых клонов Factorio она не потеряется, топ-100 в App Store тому доказательство.