Итоги 2016. Игра, знающая свое место. The Turing Test
Я твой слуга, я твой работник
В далеком 1950 году, английский математик Алан Тьюринг опубликовал статью «Вычислительные машины и разум», где предложил идею теста для определения интеллекта у машин. Компьютеру и человеку задаются одинаковые вопросы, а на основании ответов судья решает, с кем он общается: с живым существом или с искусственным созданием. Если судья не может увидеть разницу, значит тест считается пройденным. Перед нами, во всех смыслах, Нечеловек Разумный.
Космическая станция, организм явно женского пола пробуждается от затяжной спячки. Ее зовут Ава Тьюринг, и проснулась она не по своей воле — поднял Аву с теплой железной постели забавный робот, добрый снаружи, но весь какой-то подозрительный внутри.
Станция выглядит так, будто только что сошла со страниц классических фантастических книг Шекли и Саймака и воплотилась в реальность.
Теплые тона, цифровые интерфейсы на стенах, яркий свет флуоресцентных ламп, видна практически каждая деталь и элементы, разработчики игры будто гордятся ими и не пытаются скрыть в областях затемнений.
Но в этом приятном месте нам предстоит пробыть совсем недолго, уже через несколько минут садимся на челнок и отправляемся на Европу, спутник планеты Юпитер.
Исследовать место пропавшей экспедиции и, как выясняется позже, исследовать себя.
Дело в том, что ученые-колонисты построили странное здание, состоящее из лабиринтов и задачек, каждая комната которого отгорожена дверью: пройди тест, дверь откроется и можно двигаться дальше. Для чего именно они соорудили столь сложную систему, мы выясняем по ходу прохождения — каждый раз, после успешно выполненного задания, тот самый «добрый» робот обсуждает с нами новую часть этой запутанной истории, периодически уклончиво отвечая на вопросы; в основном, опять же, загадками.
В распоряжении персонажа всего одно устройство, электронная пушка, сильно напоминающая аналогичную из классической Portal, но с рядом существенных отличий. У пушки два режима: включение силового блока и выключение. Сами же силовые блоки располагаются на стенах около дверей и дотянуться до них можно фактически из любого места локации — у «оружия» большой радиус действия.
К тому же, можно зарядить несколько ячеек такой пушки и, в нужных местах, по очереди разрядить.
Также на клавишу взаимодействия привязана возможность воткнуть в обесточенный блок элемент питания (привет, Dead Space). Тут уже придется подойти вплотную к стене, ибо взятый элемент невозможно бросить перед собой дальше, чем на пару шагов. Комбинируя эти взаимодействия, а также некоторые другие, например, рычаги перемещения различных механизмов, мы доводим энергию до нужного места по проводам — и проходим дальше.
Чистая логика, обернутая в сеттинг головоломки от первого лица.
К чести игы, The Turing Test не старается быть чем-то большим, чем просто головоломка. Square Enix, издатель игры, не стал накручивать ненужной фантастичности происходящему, сделав акцент на продуманность уровней и оптимизацию графики.
Несмотря на заявленные системные требования, игра удивительным образом шустро работает даже на слабых машинах, и с минимальными настройками выглядит, порой, даже лучше, чем некоторые иные образцы игродела на своем максимуме.
Кто кого в итоге тестирует, Вы узнаете сами. Этот философский вопрос всплывет во время прохождения не раз и не два — в некоторых местах можно серьезно застрять, вопрошая молчаливые коридоры, человек ли я разумный или безмозглое существо, неспособное разобраться с элементарными триггерами.
В игре нет абсолютно никаких подсказок, интерфейсные элементы отсутствуют, нет таймера, нет ярких музыкальных акцентов.
Тихая станция, тихие роботы, решающие свои тихие задачи. Ава Тьюринг, идущая вперед к новым блокам и стенам. Милый робот, одинаково мило рассказывающий о странных вещах. Полное погружение в ритм безмолвного космоса, в голую математическую логику.
Человеческую или машинную логику? Да кто ж тебе скажет, если нет особой разницы.