Жизнь других. Orwell, симулятор тотальной слежки
Крайне правдоподобная история тайного агента спецслужб, собирающего информацию о террористической организации — на основе следов, оставленных в социальных сетях, мессенджерах, записей телефонных звонков и прочего. Уникальный в своем роде.
Весна 2017 года. Наша работа — «Наблюдатель», мы профессионально реализуемся в продвинутой системе слежки c ироничным названием Orwell (тот самый Джордж Оруэлл, «1984»), призванной заботиться о гражданах в выдуманной стране «Нация». Забота носит тотальный характер — практически полный доступ к личным данным, а также возможность давать заботливые рекомендации о задержании и аресте предполагаемых преступников.
Структура Orwell следующая: у нас есть непосредственный начальник, он же «Аналитик». Его задача — получать от нас собранные данные, делать выводы и давать советы о том где дальше копать и насколько глубоко. Больше никого из структуры организации мы не знаем, более того — Аналитик толком не знает и Наблюдателя, они два звена цепочки, длину которой этим самым звеньям знать не положено.
Все начинается с терракта, во время которого на центральной площади столицы взрывают памятник.
Расследование приводит к заговорщикам, называющими себя «Мысли»: группа студентов, музыкантов и прочих либеральных личностей, которыми руководит профессор местного университета. Но в ходе расследования, которое мы проводим, выясняются интереснейшие детали — о том, что правда не всегда лежит на поверхности; а то, что кажется кристально белым и понятным, может стать черным в одно мгновенье. И запутать всё в очередной раз.
Интерфейс Orwell выполнен в виде одного экрана. У нас есть лента новостей, которые можно анализировать. Отдельной вкладкой является «Прослушка», там можно почитать в реальном времени все приватные чаты, почту и расшифровки звонков подозреваемых и оттуда же получить доступ, допустим, к истории банковских платежей или же к медицинской карте. Режим «Инсайдер» предоставляет удаленный доступ в чужой компьютер, чтобы спокойно и от души покопаться в жизни других.
Одна зацепка, ссылка из истории браузера или упоминание ведут к новым веткам информации, всё это собирается и используется как аргумент для шантажа. На благо общества, естественно.
Переключаться между режимами можно в любой момент времени. По сути, весь сюжет строится за счет постоянного сбора данных и добавления их в досье, к которому необходимо постоянно возвращаться. Но не все данные полезные и когда база разрастается до приличных размеров, приходится тщательно обдумывать, что именно является нужным, а что — ложной ниточкой, ведущей по неверном следу. В определенный момент приходится принимать ключевые решения, такие как предполагаемое место нового взрыва. Если позволить себе собрать не те данные, засорить базу информационным мусором — трагедии не избежать.
Сами же данные разделены на однозначные и конфликтные. Джульет играла в панк-группе, вместе с Доннелом, который замешан в пропаганде и демонстрациях? Это однозначные данные. При этом, та же дама пишет в приватном чате, что организатором демонстрации был Доннел, в то время как Доннел публично отрицает это на своей странице профиля «Таймлайн» (местного аналога Facebook), к тому же с недавних пор он явно симпатизирует властям. Кэссандру, подругу Джульет, видели на площади до взрыва, но второй терракт произошел в тот момент, когда она уже была задержана. Что если она вообще тут непричем? Это конфликтные данные, и нам предстоит выбирать, кто здесь врет, а кто нет. Возможно, врут все трое; возможно, все трое невиновны — и это та самая ложная ниточка.
Незаметно, шаг за шагом, игра не на шутку затягивает! Своей правдоподобностью происходящего, всеми этими мелкими деталями, реальностью людей, в чью жизнь мы незаметно внедряемся.
Монотонный процесс сбора улик чередуется с динамичными сценами кульминации, что всегда подчеркивается музыкой — в чатах и звонках происходит настоящая драма. А тот факт, что мы нагло подглядываем и тайно влияем на события (порой смертельно), добавляет пикантности происходящему и позволяет воображению дорисовывать всё остальное.
Изначально, в Orwell мы никого не осуждаем, также как и не принимаем чью-либо сторону. Формально, у нас нет собственного мнения, мы лишь наблюдаем, собираем крупицы этой запутанной истории, но незаметно для себя погружаемся в мир подозреваемых персонажей, начинаем им сопереживать. Их личная боль, их человеческая радость, их убеждения и крах их убеждений… всё это становится частью уже нашей жизни.
Переключаясь между личностями, мы будто исполняем свою невидимую роль рядом с чужими людьми.
К серьезным минусам игры можно отнести отсутствие русской локализации — а знание английского тут понадобится на весьма приличном уровне. Во всем остальном — крайне рекомендую. Помимо интереснейшего сюжета, Orwell (как бонус) способна пробудить некоторые полезные мысли, связанные с теорией заговора и сохранностью личных данных. Только мысли, надеюсь.
А верить ли происходящему, либо списать всё на несуществующую «Нацию» — дело исключительно ваше.