Не так давно в War Thunder Mobile был добавлен премиальный британский взвод, в составе которого есть опытная САУ FV-4004 «Conway». И пусть эта самоходка не обладает большой популярностью, её брат FV-4005 получил поистине легендарный статус среди комьюнити игр про танки. А так как обе САУ разрабатывались в рамках одного проекта, сегодня у нас двойной обзор.
С самого момента появления танков идёт гонка брони и снаряда. Орудия и снаряды становились больше, а бронелисты — толще. Поэтому, когда после Великой Отечественной войны потенциальным противником Британии стал СССР, появилась острая необходимость в создании САУ, которая будет пробивать любые советские танки, в том числе новейшие ИС-3.
По запросу армии, первым появился проект самоходки с 120мм орудием — FV-4004. Всё, что ниже башни у этой САУ взято с танка Centurion, от него «Конвею» достались 76мм лобовая и 51мм бортовая броня, а так же 640-сильный бензиновый двигатель. Данная ходовая часть позволяла 43х тонному «Центуриону» развивать скорость до 35 км/ч, однако с новым орудием и башней САУ потяжелела до 53 тонн, а соответственно и скоростные характеристики весьма сильно упали, только вот насколько сильно — неизвестно.
Башня была сильно увеличена, почти в два раза. Это связано со значительным откатом 120мм орудия L1 и большим размером снарядов. Форма башни была угловатой, с характерными грубыми контурами. Точной информации по бронированию башни нет, но в некоторых источниках пишут, что оно аналогично бронированию башни «Центуриона».
Бронепробитие по разным данным составляло 170-200мм с расстояния одного километра; этого хватало, чтобы пробить ИС-3. Однако командование Британии потребовало разработать ещё одну САУ с большей мощностью орудия. А как повышали мощность орудия в те времена? Правильно. Пушка должна быть толще и длиннее. Так родился концепт самоходки с 183мм корабельной пушкой L4. Ходовая часть осталась прежней. С одной стороны это упростило бы производство, ведь корпуса «Центуриона» были хорошо отработаны, а с другой стороны данная ходовая часть в FV-4005 работала уже на своём пределе, ведь эта самоходка потяжелела до целых 60 тонн.
L4 — орудие крайне мощное, оно не оставит шанса ни одному танку мира, даже на расстоянии в два-три километра. Однако такое мощное орудие имеет несколько существенных недостатков при использовании на сухопутной машине.
- Первый недостаток — это огромная отдача. Это орудие имело просто неприличный откат, в связи с этим британским инженерам пришлось разрабатывать новые противооткатные устройства. Но это ещё пол беды: при отвороте орудия на определённый градус в сторону выстрел мог перевернуть боевую машину, и исправить это не удалось.
- Второй проблемой являлись габариты снарядов. Хеш-фугас без гильзы имел длину 76см и массу 72,5кг. Чтобы облегчить (а точнее — сделать возможной) работу заряжающего, на орудие был установлен автомат заряжания барабанного типа.
Первые испытания FV-4005 проходили без башенного короба, вероятно для того, чтобы сначала отработать компоновку, а уже потом поставить коробку нужного размера. Позже на САУ поставили всем знакомую башенную коробку. О её бронировании нет точных данных. В каких-то источниках пишут о том, что вся башня имела исключительно противопульную защиту, в других — что лобовая проекция башни имела бронирование, схожее с FV-4004. На бортах башни имелись характерные рёбра жёсткости, видимо для того, чтобы броня из фольги не деформировалась при малейших вибрациях. На корме башни располагалась дверь для перемещения экипажа, обслуживания башни, а так же для того, чтобы эта башня имела больше общего с сараем деда.
Все разработки по FV-4004 были закрыты в 1951 году, сразу после начала разработки FV-4005. Разработка же FV-4005 длилась до 1957 года. Потом проект был закрыт по причине бесперспективности. Несмотря на то, что вооружение этой САУ остаётся достаточно мощным даже по современным меркам, такое оружие оказалось слишком громоздким, дорогим и сложным в производстве (хотя, когда это останавливало англичан?). А самое главное — мир вступал в новую эпоху. Это была эпоха ракетного вооружения. Самоходки, создаваемые для уничтожения советских тяжёлых танков, ушли в историю вместе со всем классом тяжёлых танков, а уже созданные САУ были отправлены в музей. Сейчас FV-4005 можно найти в английском танковом музее в городе Бовингтон, а «Conway» так и не выставили в качестве экспоната.
Спасибо за прочтение моей статьи. Пусть танки остаются для вас лишь в компьютерных играх и военной истории.