Подборка лучших хорроров из 2000х — золотой эры жанра
В этой подборке я собрал самые знаковые хорроры, которые выходили в промежутке с 2000 по 2010 на PC и консоли.
В честь приближающегося выхода Silent Hill 2 Remake и надвигающегося Хэллоуина я решил вспомнить, какими хоррорами знамениты «нулевые» и действительно ли они были такого высокого качества для своего времени, что по ним стоит ностальгировать. Отмечу, что разбирать я буду только оригинальные версии на одной из доступных платформ, без сравнения качества картинки или звука, а также без упоминания переизданий, ремейков и ремастеров.
1. Manhunt (2001)
- Платформы: PlayStation 2, Xbox, PC
Manhunt редко вспоминают, когда говорят про игры Rockstar Games — обычно вспоминают Grand Theft Auto с возможностью избивать и давить прохожих, после чего на задержание игрока отправляют полицейских. В Manhunt всё иначе — игроки берут на себя роль мужчины по имени Кэш, который получил шанс выйти из тюремного заключения, где бы ему пришлось гнить пожизненно. Есть только одно условие — он должен пройти череду препятствий, выполнить выданные задания и убить попавшихся бандитов-охотников наиболее жестоким способом. Все убийства снимаются на множество камер с разных ракурсов, чтобы потом из них сделать снафф-фильм — жанр видео с реальными убийствами, цель которого это получить финансовую выгоду с продажи плёнок. Особенно эти легенды были популярны в конце прошлого века и некоторые кинокомпании подпитывали интерес к своим фильмам тематикой «снафф».
В Manhunt игроку приходится действовать скрытно, прячась в тенях и подходя к противнику со спины — чем дольше игрок продержится за ничего не подозревающим врагом, тем жёстче будет смерть. В отличие от Hitman, Splinter Cell и Metal Gear Solid, в Manhunt нет сильной градации теней, а убийства поощряются. С развитием Интернета эта игра получила статус культовой, поэтому жалко, что дальше Manhunt 2 дело не пошло.
2. Silent Hill 2 (2004)
- Платформы: PC, Xbox, PlayStation 2
Silent Hill 2 это Genshin Impact от мира сурвайвл-хорроров, где Resident Evil — The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Команде из Team Silent под руководством Акихиро Имамуры удалось создать одну из знаковых частей SH, которую узнают даже те, кто далёк от «ужастиков». Во второй части настолько крепкая связь оккультизма и психологических травм, что порой забываешь, с кем на самом деле борешься — чужими или своими демонами. В книге «Silent Hill. Навстречу ужасу. Игры и теория страха» интересно сравнили SH с RE: если после прохождения первой ты хочешь сходить в душ и смыть с себя всё пережитое, то во второй ты хочешь надрать задницу зомби.
В Silent Hill 2 главный герой по имени Джеймс отправляется в Сайлент Хилл, чтобы встретиться со своей женой — Мэри — умершей несколько лет назад. На пути он встретит персонажей, терзаемых своими фобиями и страхами, попытается пройти запутанные лабиринты комнат и улиц, а также будет делать выборы, которые приведут к одной из концовок. Также в SH2 игроки сталкиваются с Пирамидоголовым — ключевым персонажем и чуть ли не «маскотом» всей серии SH. Но бояться стоит не его, а того, что спрятано за стенами и закрытыми дверками: чего нельзя увидеть, но можно услышать. Эта игра давит своей атмосферой и заставляет играть за неоднозначного персонажа. За это её и любят.
3. Resident Evil 4 (2005)
- Платформы: GameCube, PlayStation 2, PC
Resident Evil 4 выглядит и играется не так, как предыдущие 3 части, потому что на этот раз за игру отвечал не Синдзи Миками, а Хидэки Камия. Второй сначала хотел сделать крутого и стильного персонажа, который бы обладал сверхчеловеческими способностями. А так как все эти пункты мало соотносятся с фиксированной камерой, то в итоге RE4 начали делать с видом от 3-го лица. Также в прошлое ушли пререндеренные сцены — да здравствует настоящая эпоха 3D! Но так как концепция и сюжет черновика сильно отошли от традиционного образа Resident Evil, Камия решил перенести часть своих идей в четвёртую часть, а из своих наработок позже создал Devil May Cry. Вот так, казалось бы, две непохожие по жанру игры родились в голове одного человека.
Больше всего разработчики Resident Evil 4 не хотели использовать зомби в качестве врагов, так как это стало слишком стереотипно и предсказуемо. Больше всего некоторым фанатам франшизы и сотрудникам Capcom не понравилось, что 4-я часть превратилась из «сурвайвл-хоррора» в «сурвайвл-боевик». Руководство компании и вовсе угрожало отменить серию, если новая часть провалится. По сюжету Леон Кеннеди отправлялся в испанскую деревушку, чтобы спасти дочь президента США. На этот раз персонаж мог свободно целиться и стрелять в разные части тела врагов. Ещё он мог более свободно перемещаться по локациям, которые на этот раз представляли собой не только бесконечную череду коридоров и комнат.
4. F.E.A.R. (2005)
- Платформы: PlayStation 3, Xbox 360, PC
Серия F.E.A.R. не первой пошла против завета Джона Кармака про сюжет в видеоиграх, но именно она объединила цельное повествование, мрачный сюжет, реалистичную (на тот момент) графику и продвинутый интеллект врагов, которые могли не только кинуть гранату в главного героя, но и применять против него замысловатую боевую тактику. Противопоставить вражеским солдатам было что, ведь игрок выступал в роли оперативника с большим арсеналом оружия. Врагов можно приковывать гвоздями к стенам или разрывать на части. Но бояться их приходилось меньше всего, ведь ещё на локациях можно было встретить Альму — маленькую девочку в красном платье, которая убивала всех на своём пути при помощи сверхъестественных сил.
Ещё в F.E.A.R. порой можно попасть в потусторонние миры с воспоминания Альмы; в них уже нужно давать отпор не солдатам, а призракам. Что касается дизайна локаций, то хоть его и критикуют за линейность и «коридорность», зачастую врагов можно обходить с разных сторон и заставать врасплох. Также в игре активно использовалось замедление времени, что можно отчасти сравнить с серией Max Payne.
5. Condemned: Criminal Origins (2005)
- Платформы: Xbox 360, PC
Condemned: Criminal Origins также создавала студия Monolith, просто над конкретно этой игрой работала команда, не задействованная в F.E.A.R. Сюжет повествует о детективе, которому предстоит разобраться с серийными убийцами и и даже убийцей серийных убийц. Для этого придётся путешествовать по локациям и зданиям, кишащим бездомными, наркоманами, культистами и монстрами. Разобраться с ними зачастую можно только при помощи оружия ближнего боя, а огнестрел долго в руках не задерживается — патронов мало.
По сравнению с первой F.E.A.R., в Criminal Origins искусственный интеллект врагов вышел на новый уровень — они прячутся, поджидают удобный момент, обходят сзади, убивают парой ударов и имеют довольно реалистичные анимации боя. Например, наркоманы могут провести ложный удар и застать игрока врасплох или вообще поскользнуться от размашистого выпада. Также у врагов могут отлетать части экипировки и зубы, а агрессивный стиль игры поощряется даже на высоком уровне сложности. Порой противники могут накинуться друг на друга или устроить перестрелку между собой, после чего оставшийся в живых враг переключится на игрока. Также в некоторых моментах соперник может подобрать выкинутый игроком ствол, чтобы использовать его в своих коварных целях. Есть и обратная ситуация — если быстро расправиться с вооружённым огнестрелом противником, то можно заимствовать его оружие. Так что если вам не хватало реалистичности и «приземлённости» в F.E.A.R., попробуйте Criminal Origins.
6. Dead Space (2008)
- Платформы: PlayStation 3, Xbox 360, PC
До выхода Alien Isolation отличным сурвайвл-хоррором в научно-фантастическом сеттинге был Dead Space. Он вдохновлялся множеством фильмов, включая «Чужой» Ридли Скотта и «Горизонт событий» Пола Андерсона. По сюжету инженер Айзек с командой прилетают на Ишимуру — космический корабль, с помощью которого добывались ресурсы планет. Айзеку предстоит практически в одиночку выяснить, что произошло на корабле, а также узнать мрачную тайну местного культа и культистов, среди которых много членов экипажа Ишимуры. По тёмным коридорам бегают некроморфы — страшные существа, победить которых можно только оторвав их конечности при помощи плазменного резака. По мере прохождения игрок сможет прокачать своё оружие и открыть новые способности: телекинез и заморозку особо опасных врагов.
Разработчики Dead Space черпали вдохновение у выстрелившей Resident Evil 4 — Electronic Arts сначала не хотели давать деньги на новую франшизу, тем более если она совмещает 2 несовместимых жанра: научную фантастику и хоррор. При этом DS можно считать новатором по сравнению с RE4, а не копией — в игре можно было одновременно бегать и целиться, а при использовании инвентаря геймплей не останавливался. А если добавить в эту формулу таинственный сюжет и битвы с огромными боссами, то сразу становится понятно, почему именно первая Dead Space вызывает тёплые воспоминания у фанатов.
7. Amnesia: The Dark Descent (2010)
- Платформа: PC
В СНГ тепло относятся к инди-хоррорам от первого лица: Penumbra, Cry of Fear и Amnesia тому подтверждение. Помню, как в школьные годы я смотрел прохождение The Dark Descent на канале «BlackSilverUfa» и пытался пройти её при дневном свете, а позже с одноклассником купил Steam-копию A Machine for Pigs, проходя игру с «синим туманом» и ныкаясь от свиней. Первая часть — Amnesia: The Dark Descent — цепляла атмосферой викторианского замка, русской озвучкой и отсутствием оружия, которое бы спасло от местных монстров. Вместо этого игрок был беспомощен и мог только убегать или прятаться от врагов в темноте. При этом разработчикам пришла в голову «гениальная идея»: персонаж постепенно сходил с ума в тёмных помещениях, поэтому ему нужно было или искать светлые места, или зажигать свечки с лампадой.
Получается, в плане боёвки Amnesia: The Dark Descent возвела идею Silent Hill в абсолют — если в проекте Team Silent персонажа делали намеренно слабым и медленным, но он всё же мог убивать монстров, в Амнезии игрок мог только визжать, убегая по воде от невидимого монстра. Спокойные локации в «Призраке прошлого» это не просто возможность сохраниться и полюбоваться видами, а единственная возможность отдышаться перед тем, как снова встретиться с ужасами, наполняющими замок. Игроки не встретят на пути NPC, аудио и видеологов они тоже не найдут, поэтому остаётся читать записки, решать головоломки и открывать 1 из 3 концовок.