Мальчик и его пушка. Рецензия на Rise & Shine
Добротный красочный платформер, где всё аккуратно устроилось на своих местах. Игра явно хочет казаться чем-то большим, чем в итоге оказывается, несмотря на заверения разработчиков о ждущих нас головоломках и намеках на кооператив в трейлере. По факту же, получилось качественно и классно, но мир точно не перевернет. Разбираемся подробнее.
Планета «Геймарт» жила спокойной мультяшной жизнью, пока не напали злобные пришельцы с «Некстгена». Сюжет застает мальчика по имени Райз (Rise) в процессе одной из таких атак — он ловко укрывается от пуль и видит картину сражения, во время которой погибает Легендарный Воин. Но умирает боец не зря, успев передать юниору свое грозное оружие, пушку Шайн (Shine). Дальнейшее — очевидно: Райзу предстоит отнести артефакт в сердце страны, к Королю, попутно кроша из нее же инопланетных гадов направо и налево.
Первые роботизированные монстры встречают хардкором и градом снарядов. Игра сходу дает понять, что нас ждет тот еще bullet-hell под симфоническую музыку. Я проходила на мышке, она у меня от Microsoft и издает характерный громкий клик во время нажатия (кто знает, тот поймет) — так вот: шум в квартире во время прохождения стоял как от отбойного молотка. Думаю, даже соседи сверху проснулись, кликать и стрелять из Шайна приходится практически безостановочно.
И тут кроется первая странность. Проект заявлен как эксклюзив для Xbox One (помимо ПК), но управлять с геймпада — то еще мучение. Особенно прицеливание, которое местами страдает пониженой точностью. Пройдя чуть дальше по локациям, мы получаем первую суперспособность — возможность переключиться на самонаводящиеся ракеты. И это подстава номер два.
Дело в том, что управлять такой ракетой с клавиатуры и мышки очень непросто. Зоны, внутри которых ракету можно вести за собой, выбираются по принципу «сделайте нам посложнее» и никакой внутренней логике не поддаются. На старте, ракета ведет себя удивительно, ее реально «ведет» из стороны стороны; а в финальной своей точке, когда нужно выстрелить в цель, направление сбивается.
К чему это я? К тому, что укротить ракету шикарно получается как раз у геймпада. А учитывая, что между двумя режимами стрельбы придется переключаться постоянно, всё это видится как минимум косяками игрового баланса — не хвататься же за геймпад каждый раз?
Выходит так, что пока я Rise & Shine только ругаю. А потому, перейдем к прекрасному, к графике и дизайну. С этим здесь не просто полный порядок, а даже некоторый перебор: уровни настолько красивы, что во многих моментах хочется застыть, чтобы такую ляпоту рассмотреть. Нас предсказуемо убьют в ту же секунду, но оно явно того стоит.
К слову, об «убивании». Умираем мы часто и смачно, разлетаясь по всем углам фрагментами тела и костей. Это следует учитывать, если вы родитель и купились на якобы безобидную визуальную стилистику. Ребенку такое лучше не видеть. Игру делали под крылом Adult Swin, что — как известно — не самый детский в мире мультипликационный ночной канал.
Заявленные системные требования выглядят как шутка, но честно себя оправдывают. Rise & Shine отлично запустилась на «офисном» ноутбуке с какой-то-там встроенной карточкой и скупым количеством оперативной памяти — причем, в максимальном разрешении и безо всяких тормозов. При детальном рассмотрении понятно, что тормозить тут особо и нечему: картинки и персонажи кропотливо отрисованы вручную, а дополнительными эффектами игра не балует. Но все равно, респектище за оптимизацию, тем более, что два предыдущих проекта от Adult Swim (Headlander и Small Radios Big Televisions) буксовали у меня жесточайшим образом.
Вернемся к геймплею. Второй суперспособностью (точнее, суперзарядкой) является переключатель на электрические пули. Такие патроны пригодятся для вырубания питания у роботов, но бесполезны для разрушения чистого железа. В результате, готовьтесь к покупке новой клавиатуры, если вам не доводилось учиться в музыкальной школе по классу фортепиано — бабахать по Q-W-E-R-A-S-D-F придется много и мимо. А на первом же боссе, клава может успешно встретиться со стеной, куда будет запущена в короткий полет.
Этого самого первого босса я валила минут сорок, и это был тот еще секс! Хардкор в понимании разработчиков имеет оттенок «попаболи»: у металлической скотины три жизни, а я стабильно умирала на третьей. Возрождаясь, естественно, в самом начале пути заваливания гада — свои утраченные жизни босс со смехом получал обратно. Но поймав нужный ритм и изучив правильные точки, боссы валятся значительно легче — Rise & Shine и тут недокачала с механикой, так что наращивание сложности идет в направлении «побыстрее нажми или прыгни».
С прыжками связана еще одна странность. По умолчанию, на CTRL завязано быстрое перемещение (советую сменить, если бережете мизинец) — еще чуть-чуть, и был бы, по сути, телепорт. Это удобно, когда нужно резко сместиться в сторону от летящих сверху бомб, либо выпрыгнувших снизу мин — игра почти всегда предупреждает об этом заранее с помощью индикации, так что доли секунды у нас имеются.
Проблема в том, что такое ускорение работает только влево или вправа и никак не сочетается с прыжком, кнопка просто не срабатывает, от слова совсем. И это обидно. Потому что прыжков у нас два: мелкий и повыше, а прокачав его еще и подобным «бустером» в сторону с высоты, мы получили бы значительно более цельную механику перемещений. Да и вообще, почему Райз делает это на земле, но не может сделать в воздухе? Здесь, как и в случае с наведением ракет, логика игры выходит покурить.
О системе укрытий. Это чахлые камушки, которые разлетаются после нескольких попаданий и носят, скорее, декоративный характер. Не заманивайте себя в такую ловушку, постоянно двигайтесь, тем более здоровье восстанавливается медленее, чем хотелось бы. Движение — жизнь.
В трейлере и промо-материалах были намеки на помощников. Так вот, первый же боевой товарищ, с которым мы выходит на поле, радостно подрывается на ближайшей мине через пару секунд; и больше мы его на уровне не встретим. Может быть, это такой специфический юмор от создателей игры, я так и не поняла. Но смех смехом, а справляться со всеми трудностями — большей части которых могло и не быть, если бы разработчики придумали как добиться ровного игрового баланса — нам придется в гордом одиночестве. Спасает процесс добротный (но точно не великого качества) юмор, благо игра полностью переведена на русский язык.
Что мы имеем в итоге? Красиво исполненный хардкорный платформер, не самый умный на свете, но «дело свое добрэ знает». Достаточно короткий, чтобы не успеть надоесть. Завышенных ожиданий никак не оправдывает — сюжет милый, простой — и способный порадовать парочку вечеров или одну ночь.
Но тут всё, как в жизни: иногда даже одна ночь предсказуемой радости даст повод о ней вспоминать. Кто знает, может быть Rise & Sine окажется для вас именно таким приятным, но необязательным воспоминанием. Для коллекции.