AppTime Market

Покупай внутриигровую валюту и наборы в нашем маркете. 3000+ услуг, от ₽100 за набор и телеграм канал с реальными покупателями.
Перейти

Реальная история танка Strv 103C из War Thunder Mobile

В данной статье я рассмотрю историю разработки и эксплуатации шведского ОБТ Strv 103C.

STRUNA
22 ноября 2023
Данная статья написана нашим читателем, текст не подвергался серьезным изменениям со стороны редакции. Хотите писать свои статьи и, возможно, попасть в редакцию? Тогда вам в хаб.

Самый уникальный из серийных ОБТ

В относительно недавнем обновлении «Viking Armor» в War Thunder Mobile был добавлен первый шведский взвод, в составе которого присутствует по-настоящему уникальный Strv 103C. В народе зовут его по-разному: треугольники, ёлки, стервы, на Западе — S-tank (Шведский танк). Этот танк обладает крайне неординарным внешним видом, но мало кто задумывался насколько неординарен он изнутри. Сегодня попробуем разобраться зачем он такой нужен и что курили шведские инженеры.

Предпосылки к созданию

В конце 50х годов шведская армия в своём танковом парке имела в основном закупленные в Британии Strv 81 (Centurion Mk3) и Strv 101 (Centurion Mk5). И хотя Strv 81 были модернизированы до Strv 102 путём смены 84мм орудия на 105мм L7, данные танки не в полной мере удовлетворяли потребности армии. Было принято решение о разработке собственного ОБТ и выделено три программы: модель-А — американско-британская концепция тяжёлого ОБТ; модель-Т — немецко-французская концепция лёгкого ОБТ; ну и наконец модель-С — наш сегодняшний гость. По итогу была выбрана модель-А, но концепция С была сочтена достаточно перспективной и шведы решили дать ей шанс и посмотреть, что выйдет.

Почему он такой

Концепцию S-tank'а создал человек с типично шведским именем — Свен Берге (надо полагать, когда перебрал шнапса). Свен хотел сделать свой танк живучим и лёгким, для чего убрал башню. Без башни силуэт танка стал максимально низким, а освободившуюся массу можно было пустить на добронирование. По Интернету ходит слух, что большая часть снарядов прилетает танку в башню и можно подумать, что данная информация так же повлияла на решение убрать у танка башню. Однако информация эта крайне не однозначна. Например: в книге Максима Коломийца «Советский средний танк Т-34» указано, что с 42го года процент попадания в башню Т-34 — всего 34 процента, в книге «Конструкция и расчет танков» 1958-го года указано, что из опыта Второй Мировой видно — на башню приходится около 45 процентов попаданий. Всё это наводит на мысль, что всё-таки основной целью удаления из танка башни стало снижение массы и уменьшение габаритов машины.

Прототип Strv 103

105мм орудие L74 жёстко закреплено в корпусе, его наведение осуществлялось в горизонтальной плоскости с помощью поворота корпуса, в вертикальной — с помощью наклона всей машины гидропневматической подвеской. Из-за такой компоновки машину можно классифицировать не только как ОБТ, но и как истребитель танков. Интересно что такая компоновка дала не только минусы, но и плюсы — жёстко закреплённое орудие позволило установить в танк автомат заряжания. Такое решение позволило убрать из танка заряжающего, а значит и ещё сильнее уменьшить его габариты. Помимо основного орудия танк имеет 3 пулемёта Ksp 58 (под 7,62×51 НАТО).

Интересно, что изначально Свен Берге предполагал экипаж из двух человек, но принимающая сторона (шведская армия) была против такого решения и в танк пришлось добавить третьего члена экипажа. И кого бы вы думали он добавил? Радиста! Таким образом в танке находились: механик-водитель, выполняющий так же функцию наводчика по понятным причинам, радист и командир, который мог выполнять функции всех трёх. Да, Strv 103 единственный танк, которым может управлять всего один член экипажа, ведь командиру были дублированы все органы управления. Я уже говорил, что танк уникальный?

Компоновка

Так же ради повышения живучести танка, помимо дизельного двигателя Rolls Royce был установлен газотурбинный двигатель от компании Boeing. Таким образом он стал первым серийным танком с газотурбинным двигателем, а не Т-80 как принято думать. Эти два двигателя были расположены перед экипажем, вместе с топливными баками. Такая компоновка ещё сильнее защищала экипаж при попадании снаряда в лоб танка.

Теперь немного поговорим о внешней фурнитуре танка. На верхнем лобовом листе танка можно заметить некую ребристую структуру, при беглом взгляде её можно принять за решётку радиатора. На самом деле данные выступы должны не позволить пулям и снарядам рикошетить в приборы наблюдения, закреплённые выше. Так же они должны препятствовать скольжению ног экипажа по ВЛД. На модели Strv 103C над гусеницами по бортам установлены дополнительные канистры с топливом. По 198 литров на один борт. Кроме дополнительного топлива они так же несли функцию экранов и в теории должны были защищать от кумулятивных боеприпасов. Да, для защиты танка они повесили на него 396 литров дизеля. Я уже говорил, что танк уникальный?

В связи с крайне плотной компоновкой танка, снаружи пришлось добавить лючки для доступа к жизненно важным частям танка, таким как казённик орудия, двигатели или автомат заряжания. Помимо всего прочего на танк могли устанавливаться надувные брезенты для плавания, а так же противокумулятивная решётка. Эта решётка была военной тайной до 1992 года, её крепления спрятаны под противоскользящим покрытием ВЛД. На нижнюю лобовую деталь крепился бульдозерный отвал для самоокапывания.

Здесь видно всё, кроме лючков

Применение танка

Strv 103 был выпущен малой серией в количестве 335 штук с 1966 по 1971 года. На вооружении он стоял до 1990 годов, после чего был заменён на немецкий Leopard 2. За всё это время в боевых действиях поучаствовать не довелось. В Швеции боевых действий не было, а за границу танки не поставлялись в силу нейтралитета самой Швеции.

Заключение

Я уже говорил, что танк уникальный? А если серьёзно, несмотря на все свои странности, данный ОБТ получился действительно инновационным. Свен Берге, не придумав по отдельности ничего нового, сделал абсолютно уникальную машину. Эффективен ли этот танк? Данная машина является ярчайшим представителем концепции западной школы танкостроения — упор в лобовую броню и тактику засад. Во время Холодной войны вообще сложилась довольно интересная ситуация: советские танки строились с упором на атаку, чтобы как можно быстрее добраться до авиабаз НАТО с ядерным оружием, а НАТО и прочие европейские страны строили танки с упором на оборону, чтобы эти самые базы защитить и успеть нанести ядерный удар по СССР. Таким образом там, где у СССР проходимость, подвижность и броня по кругу, у стран запада — толстейшая лобовая броня и всё что нужно, чтобы стоять на позиции/в засаде (оттуда и такая разница в заднем ходе у нас и у Запада).

Впрочем, это уже совсем другая история. Главное, что Strv 103C это буквально олицетворение сказанного выше. Таким образом, отвечая на вопрос об эффективности, можно сказать однозначно — он достаточно эффективен для выполнения своих задач.

Спасибо за прочтение моей статьи, пусть танки остаются для вас только в мобильных и компьютерных играх. До встречи в моих будущих статьях.

Написать комментарий...

War Thunder Mobile

Android, IOS
Релиз: 15 августа 2023
Подробнее