«Among Us Шрёдингера»: Как Nintendo запутала игроков Fire Emblem Shadows
Сказ о том, как Fire Emblem Shadows переиграла и уничтожила хейтеров, заняв свою нишу без громких маркетинговых слоганов и P2W-механик.
В конце сентября 2025 года случился «теневой релиз» мобильной игры Fire Emblem Shadows. Её издателем значится Nintendo, количество загрузок перевалило за 500 000, доход составил более $100 000, а на сайте AppMagic игра занимает уверенное 5-е место. Но несмотря на такую солидную статистику, мобильные игроки и фанаты франшизы Fire Emblem до сих пор не понимают, что Fire Emblem Shadows из себя представляет.
Первые отзывы, как обычно в случае мобильных игр от Nintendo, были негативными — Shadows сравнивали с Among Us, называли плохой F2P-мобилкой и заявляли, что это точно не Fire Emblem. Также игру называли скучной, с плоским геймплеем, гачей и P2W-механиками. Как обычно бывает, большинство этих критиков потратили на Shadows от силы несколько часов или их заявления построены на предположениях, а не фактах.
У этих критиков есть одна важная отговорка — на старте Shadows действительно сложно понять, что игра из себя представляет и в чём заключается изюминка «кор-геймплея». Плохой геймдизайн привёл к тому, что распробовать всё самое интересное в Shadows можно на дистанции в 50+ потраченных часов.
Геймплей Fire Emblem Shadows

Игровой процесс напоминает авто-баттлеры — ваша команда из 3-х героев сражается на арене против 3-х противников. Постойте, не спешите заклеймить Shadows «очередной idle-RPG», потому что дальше становится интереснее.
Вы можете управлять одним персонажем. Переключаться между ними нельзя, использовать навыки других героев нельзя. Двумя другими героями управляют боты или реальные игроки. Если вы подумали, что ваша общая задача — победить монстров и злодеев во имя дружбы и жвачки, то глубоко ошибаетесь.
В отличие от большинства других игр из серии Fire Emblem, в Shadows вы или ваш союзник можете ранить друг друга. Это может случиться случайно, потому что некоторые навыки имеют большую AoE-зону, а может быть сделано специально. Также один из юнитов может специально мало атаковать соперников, словно бы он пытается поднасолить своим друзьям. Зачем ему это делать?
Хотя 3 героя находятся в одной команде, среди них есть предатель. Каких-то явных намёков в рамках матча нет — у него не будет красного нимба над головой, он не будет гоняться за вами по карте с ножом, как в Among Us. Поэтому по косвенным признакам после победы над группой врагов вы должны проголосовать за короткое время. Игра будет давать подсказки: например, персонаж Adilene нанёс мало урона, из-за чего выжил только он. Может быть, он плохо старается? Если вы вычислили предателя, то увидите его настоящее обличие.


Лучшая игра 2025 года?
Нет, не совсем. Возвращаясь к плохому геймдизайну, стоит упомянуть ситуацию в первых матчах:
- Дефолтные наборы навыков ущербные.
- Большинство игроков не знает, что им нужно делать.
- Часто попадаются боты, которые легко себя выдают.
Но стоит вам попасться против скилловых игроков, и элемент социальной дедукции выходит на новый и интересный уровень.
Я не люблю авто-баттлеры
Персонажи в Shadows передвигаются и атакуют автоматически, поэтому складывается впечатление, что игрок мало на что может повлиять. На самом деле, если подобрать правильные скиллы и вовремя их использовать, вы будете не просто влиять, а контролировать передвижение и позиционирование своего героя. Это важно для того, чтобы контрить вражеские действия. Вам постоянно нужно быть начеку, учиться у соперников, перенимать их стиль игры и так далее.
Что делать с импостером?

Рад, что вы спросили. Если во время голосования вы вычислили предателя, то в следующем раунде получите дополнительные жизни, когда вам придётся сражаться не только с врагами-ботами, но и с самим импостером.
Но я не хочу играть в мультиплеере

Придётся. Видите ли, в Fire Emblem Shadows есть одиночная кампания с соло-битвами, прикольными CGI-сценами и диалогами в стиле визуальных новелл. Благодаря им вы можете погрузиться в мир игры и узнать каждого персонажа поближе (без контента для взрослых). Но чтобы получить страницы и открыть следующую главу, нужно участвовать в мультиплеерном режиме. Таким образом Shadows подталкивает игроков взаимодействовать друг с другом и веселиться.

Социальная дедукция бессмысленна в этой игре
Ещё одно заблуждение новичков. В Shadows количество оставшихся жизней напрямую влияет на то, какой тактики игроки будут придерживаться во 2-м раунде. Так, игроки света с большим количеством жизней могут играть более агрессивно, впитывая много урона. С другой стороны, игроки света с небольшим количеством HP могут быть задавлены игроками тьмы в первых раундах. В итоге подготовка к финальному раунду и вычисление импостера становятся важными аспектами геймплея, без которых вы будете чаще проигрывать или играть менее агрессивно.
Какие микротранзакции есть в Shadows?
- Боевой пропуск для получения особых персонажей.
- Быстрая прокачка персонажей.
- Костюмы.
Гача-системы в игре нет, а 11 из 14 героев можно получить очень быстро и совершенно бесплатно. Для получения двоих нужно фармить игровые токены, причём процесс нельзя ускорить «толстым кошельком». И всего лишь один персонаж выпадает с боевого пропуска в течение 1-го месяца, после чего его добавляют в общий пул.
Но Fire Emblem Shadows всё же P2W, не так ли?
Пока что вы можете заплатить за следующее: быструю прокачку уровней и за персонажа Lyn с её навыками. Посмотрим, почему всё это не так хорошо, как выглядит на бумаге: высокоранговые игроки играют только с себе подобными. Также Lyn не считается метовым персонажем по сравнению с теми, которых вы получаете бесплатно.
На этом у меня всё, господа. Доставайте помидоры.
