Мы взяли интервью у основателя крупнейшего мобильного приложения в сфере мотивации Motiday, Степана Сергеева. Оно сподвигнет вас двигаться дальше — будь-то по личной жизни или разработке своего мобильного детища.
1. Как вы попали в мобильную разработку? Этому способствовало профильное образование, первичный хайп вокруг сторов или какие-то иные причины?
Как обычно все произошло случайно — профильный новостной сайт, форум, «а что если сделать…» и несколько простых концепций.
Я заинтересовался этой сферой в 2015 году. В тот момент это было действительно поле для экспериментов. На рынке было небольшое количество разработчиков и огромное количество нереализованных идей. Все это создавало гибкие возможности крутиться в ТОПе.
Ощущение того, что ты в два клика выгружаешь на огромную аудиторию что-то, что появится у людей в телефоне — это магические ощущения.
2. Расскажите о неудачах, которые вам пришлось пройти в профессиональном плане на пути к созданию Motiday? Какие выводы вы извлекли?
Идея создания Motiday возникла практически одновременно с моим интересом к app store и далее преследовала меня фоном последние 10 лет. Мы прошли через ряд сложностей: смену названий, сотню установок и постепенные улучшения.
И основной вывод, который здесь можно сделать, крайне банален — если ты делаешь что-то новое, то ты обязан ошибиться десятки раз, прежде чем дойти до финала.
3. Как вам пришла идея создания Motiday? Это какой-то личный запрос для вас или вы опирались на наблюдение за окружающими вас людьми?
Все начиналось в 2013-2016 году, тогда был расцвет мотивационных сообществ во “Вконтакте”, да и, в целом, данной тематики. Был многомиллионный трафик, который сосредотачивался на том, чтобы вдохновляться. Но была проблема в том, что это все очень быстро превращалось в помойное ведро. Я хотел это исправить, и ко мне пришла идея объединить авторов и адаптировать их материалы, выдавая их в правильном количестве в удобное для пользователя время.
Значительно позже, идея начала обрастать каркасом: потрясающим графическим сопровождением по последним гайдлайнам в виде Motinet — нашего крайнего продукта, который позволяет каждому человеку быть этим самым вдохновением.
4. В своих статьях и интервью вы часто говорите о том, что мобильная разработка переживает трудные времена – война бюджетов, правила сторов и пр. Молодым разработчикам трудно сохранять самомотивацию в таких условиях. Как вы сами мотивируете себя вставать утром и продолжать работу?
Сфера мобильной разработки существует уже более 15 лет и, конечно, любые “зазоры” для начинающих разработчиков быстро устранились. Появились миллионные бюджеты, крутые команды, необходимость владельцев магазинов наращивать прибыль. Сейчас в рынке остаются наиболее прожженные специалисты.
Несмотря на наличие конкурентов, нам вовремя удалось занять нишу и обрасти финансовой подушкой. Никакого особого секрета здесь нет.
5. Какой потенциал развития сохраняется в Motiday? Какие принципиальные нововведения вы планируете в перспективе ближайшего года или двух лет?
Мы планируем выйти на уровень миллиона MAU со следующего года. Ключ к масштабированию — Motinet.
Мы планируем создать своего рода Mindset в App Store: мотивация, выгорание, преодоление сложностей, лайфхаки, медитация и пр. Только в виде приложений в нашем магазине будут не программы, а реальные люди, которым есть что сказать.
В прошлом году прочитав книгу Брэндона Стэнтона “Humans” я понял, что даже небольшие зарисовки из жизни простых людей на улице, а не Единорогов из Долины, могут взрывать тебя изнутри. Вопрос только правильной подачи.
6. Недавно вы запустили новый продукт – Motinet. По сути, мы говорим о мотивационной соцсети? Уже есть какие-то результаты, выводы после старта?
(См предыдущий вопрос)
Первые результаты будут после релиза, к началу июля. Но уже сейчас по результатам закрытого бета-тестирования мы понимаем, что нам удалось завернуть всю историю так, что она:
- создает виральность, то есть в ней есть социальный эффект
- правильно упакована и дает эмоцию
Я думаю к десяткам наших текущих фичерингов добавится новая стопка, умноженная на 10.
7. У вас есть своя собственная мотивирующая история, которую можно было бы опубликовать в Motinet? Расскажите о ней.
У меня есть шикарная история про то, как мне парализовало левую ногу в пригородах Бразилии, а на 20 км не было ни единой души, но я ее оставлю для Motinet.
8. Сколько времени в среднем один пользователь держит Motiday на своем смартфоне? Почему уходит? Какие техники удержания вы используете?
У нас классический для таких приложений хороший Retention, когда спустя неделю в приложении остается более 60% пользователей.
Нашей основной проблемой ранее было отсутствие социального эффекта, и продвинутой настройки потока контента. Пользователи всегда хотят чувствовать отдачу, а для этого нам нужно быть более интерактивными и близкими к ним. Кроме того, существует стандартная проблема в подстройке алгоритмов, люди хотят иногда читать больше, а иногда смотреть другой контент.
Как вы понимаете, все эти проблемы решает наше новое обновление.
9. Есть какие-то гипотезы по методам удержания, которые вы проверили и отбросили? Какие и почему?
Вся жизнь команды мобильных разработчиков состоит из A/B тестов и гипотез под них.
Например, неделю назад мы поняли, что баннер на 6 день с просьбой разрешить отправку Push-уведомлений можно привязать к типам материалов, и показывать его именно после прочтения того материала, который по нашей статистике является наиболее побуждающим к действию.
10. Скажем честно, Motiday не самое сложное на свете приложение, и его вполне возможно повторить. Как вы ощущаете себя в конкурентном пространстве и какими способами поддерживаете уникальность продукта?
Его можно повторить, но никто не повторил. Примерно схожая история у разработчиков, которые повторили Clash of Clans. С момента его запуска, а это 15 лет назад, через жерло сторов прошли сотни подобных средневековых ферм.
Проблема заключается в том, что легко повторить настоящее и крайне сложно повторить будущее. За проектом в первую очередь стоят люди, а не идея и крайне сложно просчитать их будущие действия по улучшению core идеи продукта.
11. Есть ли у Motilab планы по созданию принципиально новых приложений? В какой сфере?
Мы сосредотачиваемся только на консалтинге и на том, чтобы текущие концепции приложений наших клиентов были в ТОПе.
В этом смысле Motiday является картиной для Эрмитажа, на которой я делаю полный фокус. Мне не нравится концепция размытия.
12. Насколько сложно сейчас стало найти финансирование на разработку, если собственных средств на весь цикл недостаточно? Как на вашей памяти менялась доступность инвестиций на мобильном рынке?
Это прозвучит странно, но частая проблема мобильных разработчиков — это позиционирование себя как мобильных разработчиков.
Под поиском финансирования мы имеем в виду поиск венчурных денег. Инвесторы в свою очередь, находятся в поисках не мобильных приложений, а рынков с жирным чеком, которые могут освоить команды людей с неординарными мозгами.
Продавать необходимо рынок, себя и первичную статистику, но не оболочку. В таком случае у вас появится Seed на 10 млн, а не кредит в банке на 500к под 8%.
13. Какие инструменты сейчас принято использовать для автоматизации разработки и насколько они позволяют экономить бюджет проекта (например, за счет сокращения времени создания MVP или готового приложения)?
Здесь нужно четко понимать, что автоматизировать пока можно только либо примитивные реализации, либо отдельные узкие участки.
Никакого робота в котором ты делаешь 2 клика, пишешь 10 слов и чудо нейросеть выдает приложение, конечно, нет.
Фактически существует 3 основных поля для автоматизации:
- упаковка текущего шаблонного продукта в мобильный (мобильный сайт компании - в приложение / десктоп сайт - в приложение)
- кроссплатформа, когда iOS приложение нарезается под Android
- тестирование, когда алгоритмы ищут наиболее примитивные ошибки в разработке
14. В списки новейших трендов мобильной разработки все чаще можно увидеть PWA – они проще в разработке, не требуют установки, лучше работают при перебоях связи. Но на них почему-то не переходят все разработчики. Используете ли вы в Motilab эту технологию и какие минусы в ней видите?
Как я уже сказал, реализации приложений в PWA достаточно примитивные и носят огромное кол-во ограничений.
Хороший кейс для применения есть только в Иране, на который наложили санкции.
Сейчас никто не может корректно адаптировать PWA под батарею телефона, часть функций отвалится либо со старта, либо в процессе. С точки зрения кода, разработки сильно привязаны к браузеру.
15. Как вы вообще оцениваете перспективы мобильных приложений P2P? Может ли начинающая студия выстрелить в этой нише, если найдет удачную идею для какой-то определенной категории? Как быстро в случае успеха эту нишу выжгут конкуренты?
P2P всегда будет очень нишевым продуктом. И, даже, если концепция отзывается в market fit, у нее есть ряд технологических ограничений, в первую очередь, с точки зрения возможности развития этого самого P2P.
16. Как вы считаете, в обозримой перспективе появится тренд на необходимость интеграции приложений с популярными метавселенными? Какие последствия это будет иметь для индустрии?
Здесь, в первую очередь, нужно говорить не о последствиях, а о текущем монополизме сторов.
Фактически, есть 2 игрока. Очевидно, у этих 2 игроков есть свои планы на метавселенные.
Формально, в App Store висит Roblox, который уже является метавселенной.
Проблемы начинаются, когда у какого-нибудь подобного Roblox появляется желание:
- сделать более открытую финансовую систему внутри игры (наступаем на платежные интересы владельцев сторов)
- полноценно интегрировать гарнитуры дополненной реальности (наступаем на хардварные интересы владельцев сторов)
- интегрировать существующие приложения в рамках какого-нибудь open source (наступаем на магазинные интересы владельцев сторов)
Последствия будут грандиозными только в случае, если аппетит монополизма будет сильно урезан.
В ином случае мы скатимся к гипертрофированному пространству, в рамках которого не будет возможности построить нормальные вселенные.
17. Какие изменения вы ждете от принятия в США и ЕС законов, ограничивающих власть сторов над опубликованными там приложениями? Что планирует в этой связи Motilab?
На данный момент мы заняли выжидательную позицию, поскольку мы пока не знаем, какой пакет будет принят в США, реально ли он повлияет на магазины.
Мы можем ожидать уменьшение кол-ва фичерингов. Всем доподлинно известно, что на частоту фичерингов влияет кэш, который приносит приложение владельцу магазина. А фичеринги, которые сейчас превратились в системную историю, могут все еще давать до 10-20% трафика.
То есть срезать львиную долю расходов автора приложения на закупку трафиков.
18. Новые определенные законом правила будут способствовать более активной имплементации блокчейна в мобильные приложения?
Я надеюсь, что да. Однако насколько я понимаю, у владельцев сторов все равно останется большой плацдарм для удаления приложений, которые активно внедряют блокчейн.
Например, если администрация получит критическую массу уведомлений от пользователей, что те потеряли внутри приложения деньги из-за взлома, незнания функционала или иных причин.
19. Перечислите самые главные на ваш взгляд глобальные тренды в мобайле? Как вы готовитесь к их приходу
Мы лично не привязаны напрямую к трендам, поэтому я скорее выделю 3 глобальных:
1) 5G, который даст:
- Новые возможности AR и VR
- Новые функции без потери производительности приложения.
- Быстрые, более безопасные мобильные платежи.
2) Развитие уже упомянутых веб-приложений. То есть PWA — гибрид веб-страниц и нативных приложений. С течением времени алгоритмы будут улучшаться и разработка коснется уже более сложных концепций.
3) IoT-ориентированные мобильные приложения. То есть соединение технических средств в экосистемы. Ведущие корпорации постоянно разрабатывают новые девайсы для внедрения их в повседневную жизнь, поэтому и мобильные приложения, которые помогут поддерживать связь с этими вещами, получат большую популярность.