«Что ты такое?» или как гача-игры отличаются от региона к региону
В этой статье я рассказал, чем японские гачи отличаются от корейских и китайских, какие гачи больше всего нравятся глобальным игрокам, и почему японцев нельзя назвать «терпилами».
Вы месяцами или даже годами играете в Genshin Impact, вас устраивает предсказуемая гача-система и гарант на 90 круток. Но вдруг вы решаете попробовать новую японскую гачу, о которой все говорят — будь то Fate/Grand Order или Umamusume Pretty Derby. В какой-то момент вы ловите себя на мысли, что уже потратили сотни долларов, а взамен получили только карты с низким рангом. Что-то тут не так.
Хотите знать суровую реальность? Игра не сломана. Просто вы столкнулись с одним из самых больших культурных различий в игровой индустрии. И дело не в разных механиках или немного изменённых шансах дропа. Просто в разных странах относятся по-разному к гача-играм, как они должны относиться к игроку, а также что считать честной монетизацией. Если не понимать эту разницу, то гача-игры из разных регионов могут казаться «альтернативными вселенными», где знакомые вам правила больше не работают.

Разница между азиатскими версиями
Скажу сразу — японским игрокам и разработчикам всё равно на честную монетизацию: они считают, что «рандом и в Африке рандом», поэтому гача-механики в Японии больше напоминают игровые автоматы и казино: вам или крупно повезло, или крупно не повезло. Игроки должны просто смириться с этой реальностью и продолжать класть под пятку 5 йен в надежде, что в следующий раз им точно повезёт.
Разработчики корейских и японских гач увидели это непотребство и придумали такую схему, которая кажется более честной, но чтобы доходы с игры не уменьшались.
Японские игры по типу Fate/Grand Order не церемонятся и не играются с ожиданиями игроков — шанс получить топового персонажа равен 1%; точка. Никаких спасательных кругов, гарантов и надежд на то, что ваши потраченные деньги обязательно окупятся. Это азарт в его самой самой грубой форме, где плохая удача теоретически может вечно следовать за вами по пятам.

В играх по типу Геншина и Epic Seven гача работает таким образом, что в ней исключается «наихудший сценарий». Система гарантов даёт понять, что даже самые неудачливые игроки получат желаемых героев после определённого числа круток. Более того, гарантированные 4-звёздочные персонажи за каждые 10 круток дают игроку нужное количество допамина, чтобы он продолжил крутить дальше. А некоторые игры позволяют напрямую купить нужного персонажа после определённого количества круток.
Современное против традиционного
Большинство глобальных игроков начали своё приключение в мире гач не с японских игр. Скорее всего, они начали играть в Геншин, Arknights или другой тайтл с современной гача-системой. Из-за этого появилось целое поколение игроков, которые ожидают стандартный набор от своей любимой гачи: гарант, защита от неудачи, гарантированная минимальная редкость и таблица с шансами выпадения.
Когда эти игроки входят на территорию японских гач, они чувствуют себя «в стане врага» — потратил 300 круток в Fate/Grand Order и не выбил ничего достойного. Чувствуется, словно разработчики предали тебя и вставили нож в спину. Шанс выпадения баннерного персонажа составляет 0,7% без каких-либо гарантий на успех.

Непонимание культурных различий приводит к тому, что игроки спрашивают на форумах, не сломана ли эта игра, как тут работает система гарантов, а также не упустили ли они какую-то важную механику. Ответ всегда один и тот же — никаких скрытых систем нет, и вы получаете то, что видите.
Почему японцы «терпилы»?
Чтобы понять разницу в менталитете, нужно окунуться в японскую культуру. У Японии большая история азартных игр, берущая начало с гачапонов — азартных автоматов, случайность победы в которых является частью привлекательности. Поколения японцев выросли с мантрой в голове: «Азартные игры нечестные, но с этой проблемой необязательно нужно бороться».

Несмотря на всю свою брутальность, японские гачи завлекают игроков другими бонусами — им часто раздают бесплатную премиальную валюту, для них часто проводят ивенты с бесплатными крутками или дают пробных персонажей, которые способны закрыть весь сложный контент. Философия такова — нужно не делать гача-систему проще и не давать гаранты, а давать игроку больше возможностей взаимодействовать с этой системой.
Такой подход уменьшает давление на игрока, чтобы он собрал каждого героя. Японские игры делают акцент на использование и прокачку уже имеющихся героев, а не собирание обширного ростера. Также отсутствие гарантов и низкие шансы выпадения превращают выбивание каждого нового героя в особое событие.
Корейцы и китайцы наносят ответный удар
Корейские и китайские разработчики придумали систему гарантов и другие упрощающие механики не просто так. Так как они начали разрабатывать гачи гораздо позже японских коллег, им нужно было как-то выделиться и показать, что их тайтлы не хуже устоявшихся японских франшиз. Дружелюбные к игрокам механики стали стратегическим преимуществом и шансом подметить, что такие проекты ценят и уважают время и деньги игроков.

Правительства обеих стран также сыграли свою роль — они ввели или угрожали введением законов, касающихся гача-механик, подталкивая разработчиков создавать более прозрачные системы. Также корейские и китайские игры с самого начала создаются с заделом на глобальную версию. А так как западные игроки ценят такие качества, как «честность» и «ценность», им по душе более щадящие механики у корейцев и китайцев, нежели у японцев.
Столкновение было неизбежным
Такая разница в подходах привела к ожидаемому результату — глобальная аудитория просто не поняла философию японских гач. В Геншине у вас шанс 0,6% с гарантом на 90 круток, а в Fate/Grand Order шанс чуть выше — 0,7%, но никаких гарантов нет. В итоге игроки чувствуют себя обманутыми, даже если базовый шанс получить персонажа выше, чем в их любимом Геншине. С каждой проваленной круткой они всё больше боятся, что никогда не смогут получить своего заветного героя.

Так что если вы глобальный игрок и не росли на японских гачах, выбирайте корейские и китайские проекты. Но помните, что «казино всегда остаётся в выигрыше».
