Превью Active Matter — аномального «Сталкера» от мира лутер-шутеров
Поделился впечатлениями от ранней версии Active Matter. Рассказал об основных механиках и интересных случаях. Указал на недостатки.
Я поиграл в раннюю версию Active Matter на PC. Издатель Gaijin Entertainment любезно поделился ключом с AppTime. Данная статья будет интересна тем людям, которые обходят стороной жанр «лутер-шутер», будь то Delta Force или Escape from Tarkov. Повествование будет идти с точки зрения «нуба» и «казуала», который чуть ли не впервые окунается во все прелести сессионных и полухардкорных шутеров.
На старте мы выбираем 1 из 4 «оболочек». Сами персонажи, их предыстория и происхождение не так важны, потому что игрок выступает в роли разума. Если оболочку убивают, то разум переносят в другое тело на базе. Тем не менее, нам дают выбор, и он не сводится к цвету кожи или полу персонажа — у каждой оболочки есть свои сильные стороны. Например, у американки «Пульс» на 20% эффективнее лечение и есть базовая броня на теле.

Потом игрок проходит обучение. На заднем фоне голосовой помощник «Мисс Секунда» рассказывает о сюжете вселенной Active Matter, а позже, во время вылазок, будет комментировать злачные места и указывать их на карте. Пока же мы лутаем тела убитых NPC — жмём клавишу F, открывается наш и чужой инвентарь на весь экран, после чего мы ждём небольшое время, пока наша оболочка не идентифицирует все предметы.
Далее нужно решить, что взять с собой. Предметов куча, они могут быть боевые или «гражданские», плюс разного уровня редкости: от винтовок, пистолетов, брони и фонариков до VHS-кассет, магнитофонов и бесполезного мусора.

В Active Matter важно быстро выбирать, какие предметы взять с собой, а какие — выкинуть или оставить. Дело в том, что у вашей оболочки очень ограниченная вместимость. Изначально есть только разгрузочный жилет, а при удачном забеге появляются рюкзак и подсумок. Они хоть и увеличивают вместимость, но даже с этим унести с собой половину карты не получится — стоит облутать 2-3 помещения и вам приходится чего-то лишаться, чтобы взять более ценный предмет.
При этом радует то, что Active Matter не углубляется в механику «менеджмента инвентаря» и не превращается в «Тетрис» — большинство предметов занимают ровно 1 слот. Вместо них заботиться нужно о весе и объёме айтема, ведь именно от них зависит, возьмёте вы с собой что-то ещё или нет.

Поднимать предметы можно как с тел, так и с ящиков, сундуков, столов и даже находить их на земле. Некоторые, по типу рюкзаков, автоматически встают в нужный пустой слот. Другие айтемы нужно вручную перебирать и переставлять, на что также уходит немало времени. В этот момент вы слышите внешние звуки, но если кто-то резко нападёт со спины, вряд ли успеете что-то сделать.
Поговорим немного о здоровье оболочки — вместо единой шкалы HP у каждой части тела есть отдельное здоровье. Когда по вам кто-то стреляет или бьёт, у вашей экипировки и бронированных пластин снижается прочность, а у частей тела — HP. Во время перестрелки это можно понять по силуэту оболочки в правом нижнем углу, который становится красным, а в критической ситуации — чёрным.

Игрок может использовать разные аптечки, медикаменты и обезболивающие, причём их можно применить на отдельные части тела. На лечение уходит немного времени, а части тела восстанавливаются постепенно. Количество аптечек ограничено и часто их не хватает, хоть порой игра словно разбрасывается ими, как конфетами.
Отдельной темой для разговора являются фонарики. Даже если на улице полдень, в заброшенных зданиях не работает свет, поэтому по подъездам и комнатам свободно перемещаться можно только с фонариком. Я встретил 2 типа: нагрудные, которые включаются клавишей V и позволяют вам нести в руках оружие, и ручные, которые нужно вставлять в слот для холодного оружия и использовать отдельно от оружия. Без фонариков делать в домах нечего, потому что на вас могут напасть непрошенные гости.

У каждого игрока есть задачи — основные и дополнительные, — которые он должен выполнить перед тем, как сбежать через точку эвакуации. Если не сделать хотя бы одно основное, вас не выпустят из зоны. Более того, эта зона медленно, но верно сжимается — игра вас предупреждает об этом. Если выйти за пределы этой зоны (граница визуально видна), персонаж начнёт получать непрерывный и тикающий урон.
В целом карты небольшие и при всём желании выполнить все задачи можно за 5-10 минут в соло. Это могут быть миссии по типу «убейте столько-то врагов определённого типа», «соберите образцы воды или почвы», «сделайте фотографию непонятных знаков на стене здания» и так далее. Миссий по типу «нанеси столько-то урона» или «убей 2-х игроков» я не встречал. Как и самих игроков, но тему мультиплеера я затрону потом.

Вот так выглядит точка эвакуации. Это аномалия, которую вы активируете, а потом ждёте 10-20 секунд. Если никто не убьёт, вы перенесётесь на базу. Такие аномалии указаны на карте, некоторые из них работают ограниченное время, после чего появляются в другом месте. Более того, аномалию «эвакуации» порой можно найти внутри другой пространственной аномалии. Особенно круто узнавать это всё самому, без постоянных подсказок, текстовых и видео гайдов. Не удивлюсь, если игроки из ранней версии будут на несколько голов выше тех, кто начнёт играть в Active Matter только на релизе.

После успешной эвакуации игра показывает открытую вами часть карты, ваш маршрут красной линией, вашу статистику и лут. Все полученные предметы можно взять с собой в следующую вылазку или оставить их на складе. Также вы прокачиваете уровень своего профиля — его дают за найденные тайники, нанесённый и полученный урон, обысканные тела, использованную аптечку, пройденное расстояние и несколько других моментов.
Также вы получаете разную валюту и активную материю — особый ресурс. Благодаря материалам и найденным предметам вы можете крафтить айтемы, открывать новые чертежи и улучшать свою базу.

Враги
Часто на открытой местности можно встретить вооружённых солдат. Они обычно замечают вас первыми, ходят небольшими пачками по 2-4 человека, плюс сражаются с другой живностью. Хотя их несложно убить, напихать свинца в вашу оболочку они могут. В итоге отнимутся руки, а зрение станет расплывчатым.

Более сложными и неожиданными противниками для меня стали монстры. Впервые я столкнулся с ними при выходе из одной квартиры. Игра до этого не намекала, что мне придётся с ними сражаться, поэтому я сильно испугался. А так как у меня был ручной фонарик, то отстреливаться от них пришлось в кромешной темноте. В итоге я наобум выбежал из дома, при этом монстры продолжали преследовать меня на улице.
Они хиленькие и убиваются также быстро, как и солдаты-боты. Но преимущество монстров в том, что они могут быстро перемещаться и становиться невидимыми (хотя это только один из подвидов). В дополнение к этому у меня то и дело кончались патроны, причём сразу на двух основных пушках и в пистолете. И если полные магазины находятся в рюкзаке, а не в разгрузочном жилете, то перезарядить оружие автоматически не получится.

Аномалии
В мире Active Matter вы часто будете встречать аномалии. Они могут быть в виде красных шипастых мин, которые начинают патрулировать местность, если к ним слишком близко подойди, в виде хаотично летающих по маршруту шаровых молний, порталов в иную реальность, дамажащих сущностей или парящих в небе зданий.
С самыми простыми аномалиями можно разобраться, кинув в их центр гайку — дань уважения «Сталкеру». С остальными ты просто не знаешь, как разобраться, поэтому обходишь мимо.


Настройки графики
Active Matter автоматически выставила мне низкий пресет. Я включил сбалансированный NVIDIA DLSS и поставил высокий пресет. В итоге часто FPS был в районе 50-60 кадров. Данная игра — одна из первых, где я услышал звук вентиляторов своей RTX-видеокарты. Картинка мне понравилась, освещение и тени тоже.

Дополнительные моменты
- По карте можно перемещаться с помощью машин. У них ограниченное количество топлива, а также есть места для водителя и 3-х стрелков. Переезжать монстров можно.
- Новые карты и зоны открываются постепенно, для этого нужно выполнять контракты.
- Я пытался найти группу рандомов для первых двух зон, но в итоге никого не нашёл.
- На картах также не было живых людей.
- В особых местах, помеченных чёрными кристаллами, можно вертикально перемещаться вверх и вниз.


Ранний вердикт
Какого-то лютого трэша в Active Matter не происходит. Хотя я не люблю лутать карту 15 минут, а потом умирать от одной шальной пули рандомного игрока, без реальных соперников и союзников карты кажутся пустыми. Просто так ходить и лутать неинтересно, тем более что часто вас будут поджидать монстры в помещениях, а вы к этому зачастую не готовы. В итоге остаётся выполнять квесты и убегать, но опять же — без реальных соперников неинтересно даже мне, казуалу. В остальном же игровые механики мне понравились и, если собрать отряд из адекватов, то можно получить море веселья. Я ожидаю, что с новыми зонами будут появляться новые аномалии и монстры, которых показали в трейлерах. А пока ждём обновлений и релиза.
