За прошлый год Call of Duty Mobile принесла Activision Blizzard более $1 млрд. Скины на штурмовые винтовки и ножи, ракеты «воздух-земля» и мины с летальным исходом. Ничего страшного, ведь после смерти ты возрождаешься и снова бежишь в бой. Это игра с детскими голосами в войс-чате, возрастным рейтингом «16+» и не детскими призовыми. Что это, новая норма и разложение поколений или всего лишь развлечение и способ вывести стресс?
В индустрии видеоигр крутится больше всего денег. За последние годы крупные доходы приносят мобильные проекты, среди которых как мультяшная и няшная Genshin Impact, так и PUBG Mobile с неутихающими перестрелками на Эрангеле. Независимо от жанра, главная цель — убить моба, бота или реального человека. Мы поднимаемся на первое место, получаем очки, новый ранг и порцию эндорфинов, то есть гормонов счастья. Обычно в подобных шутерах или стратегиях имеется чёткое разделение на «свой» и «чужой», хороших и плохих, Добро и Зло. Но не у всех разработчиков хватает смелости показать войну такой, какая она есть на самом деле.
Падение личности и уничтожение морали
Игра This War of Mine стала прорывной из-за атмосферы ужаса и отчаяния во время блокады города. Вместо элитных бойцов вы управляете группой выживших, которые были поварами, докторами и учителями в прошлой жизни. Каждый день приходится распределять задачи между персонажами с оглядкой на их самочувствие. Времени не так много, а до ночной вылазки надо подготовиться, отдохнуть и распределить роли — кто останется защищать убежище, а кто пойдёт искать пропитание и прочие материалы.
Каждый раз игра подбрасывает случайные события, исход которых может стать смертельным. Но люди не всегда являются угрозой, порой это голод, болезнь или наступившие холода. В подобных проектах ты замечаешь, как стирается грань между человечностью и самосохранением.
Одна из крупных антивоенных игр — Spec Ops: The Line. Хотя мы и участвуем в типичных перестрелках, зачастую геймеры будут сомневаться в правильности своих действий. Конечно, жестокая война ещё и действует на психику солдата, из-за чего могут происходить галлюцинации, нервные срывы и так далее. Хуже всего — когда страдает мирное население и применяются запрещённые виды оружия по типу белого фосфора. Все эти темы как раз раскрываются в Spec Ops, которая с момента релиза в 2012 году стала культовой, но в своё время не смогла принести издателю нужную сумму денег.
Игры про войну как способ рассказать историю
Конечно, не все подобные проекты должны обязательно показывать ужасы войны в самых жестоких и мрачных деталях. Порой такой сеттинг — отличный способ рассказать трогательную историю. Как пример, Valiant Hearts: The Great War. Она выполнена в сеттинге Первой Мировой войны, которая стала переломной для отдельных империй и предложила новые способы ведения боя. Это и первые танки, мало напоминающие те знаменитые модели, которые стали лицом Второй Мировой, и использование ядовитых газов.
Да, в Valiant Hearts есть горы трупов, за которыми можно спрятаться, траншеи с проволоками и клубами дыма на горизонте. Но даже несмотря на это у Ubisoft получилось рассказать историю о пожертвовании, дружбе, верности и любви. Истории персонажей перекликаются, спутываются воедино, а сюжет раскрывается без слов, максимум — через записки. Ну и фильм «Хатико» доказал, что наши верные и четвероногие друзья тоже могут вызвать град слёз у настоящих ценителей драмы.
Игры про войну как развлечение
Не всем хочется размышлять о тяжёлых темах, связанных с войной, особенно в современном мире. Поэтому на свет появились королевские битвы и аркадные шутеры с мультяшной графикой, коллаборациями с Годзиллой и аниме, а также боевыми пропусками. Стильные скины, воины в противогазах и киборги привлекают геймеров, тем более что в каждом матче случаются неповторимые моменты. Ими можно поделиться в соцсетях, получить кучу лайков и, возможно, даже стать киберспортсменом. Главная задача — постоянные победы, которые всячески подкручиваются на первых порах при помощи ботов, а когда геймер уже втянулся, начинается череда поражений, ведь против него ставят реальных оппонентов.
Будет глупо утверждать, что подобные проекты неправильно воспитывают молодое поколение — это далеко не DOOM или Call of Duty: Modern Warfare 2 с печально известной миссией «Ни слова по-русски». Тем более что у мобильных CoD и PUBG стоят возрастные рейтинги в «16+». Выходит, что проблема не в самих играх, а родителях, которые позволяют детям их запускать, особо не парясь по поводу возрастного ценза.
Что-то среднее между войной и выживанием
Ещё одна новинка на рынке мобильных игр — лутер-шутеры по типу Escape from Tarkov. В них могут засовывать лутбоксы и скины, но ставки довольны высоки — вы берёте с собой лучшее обмундирование, чтобы не умереть от шальной пули противника. При этом если враг окажется сильнее, то потеряете всё взятое и награбленное честным трудом. Один из ярчайших примеров — Arena Breakout, которой занимается Tencent. Вид от первого лица, минимальный интерфейс и ориентирование на звук во время лутания ящика или врага.
Это нишевые проекты, которые привлекают в основном мужскую аудиторию. Но разработчики шутеров для развлечений перенимают у них некоторые элементы. Например, королевские битвы становятся менее аркадными — игрок может подымать врага и принимать его в свою команду, менять обвес для сопротивления снайперам и бойцам с мощными пушками, а также стрелять в отдельные части тела для нанесения увечий. Из последних примеров — Lost Light от NetEase Games. На нашем сайте вы найдёте много материала по этой игре, а ваш покорный слуга разбирал эти и другие реалистичные элементы, чего нет в той же PUBG Mobile.
Про тактические стратегии не забудьте
Ещё более нишевый жанр на смартфонах — тактические игры по типу Door Kickers. Вообще это мобильный порт, то есть игру не делали нативно для iOS и Андроид. Но это не мешает ей быть серьёзным симулятором спецназа. Вы отдаёте приказы отдельным бойцам — кому кинуть световую гранату, а кому забежать в комнату и зачистить её от противника. Сражаться приходится за каждого оперативника, а туман войны вкупе с повышением сложности и рандомными картами заставляет сильно напрячься.
Конечно, студия KillHouse Games тоже не идеальна, поэтому следующая часть этой серии — Door Kickers: Action Squad — пошла по пиксельному и аркадному пути, где некоторые спецназовцы бегают в трусах, кувыркаются и получают баффы за убийство террористов и спасение заложников. К слову, проект получил меньше отзывов в Google Play, чем его серьёзный старший брат. Это значит, что не всё потеряно.
Так что, запретить шутеры?
В этой статье мы познакомились с подвидами шутеров на смартфонах и не только, ещё и посмотрели на тактические симуляторы. Оказывается, что на каждый вкус найдётся свой проект — начиная быстрыми забегами с максимальными киллами и заканчивая серьёзными размышлениями о причинах и последствиях военных конфликтов. Так или иначе, на нашем сайте мы постоянно следим за последними новинками по этому и другим направлениям, а также считаем, что война должна быть только в видеоиграх. Берегите себя и близких, до скорых встреч!