
«Провёл год в Persona 5: The Phantom X» — игрок-ветеран написал огромный обзор
Перевод англоязычного обзора на 25 000 символов про состояние Persona 5: The Phantom X, хорошие и плохие стороны игры.
Несколько дней назад на Reddit появился огромный текстовый обзор про азиатскую версию Persona 5: The Phantom X от англоязычного игрока, который вошёл на сервера P5X с первого дня выхода проекта в Китае. Я посчитал это отличной возможностью для РУ-сообщества и фанатов Persona ознакомиться с тем, что их ждёт в глобальной версии. Далее предложения по типу «я поиграл» нужно считать мыслями автора оригинального поста.
Я начал играть в P5X с первого дня. Языковой барьер не был для меня особой проблемой — моя прошлая любимая аниме-гача была доступна только в Японии (RIP, Tales of the Rays). Я играю на корейском сервере, на данный момент игра доступна в 3-х странах: Китай, Тайвань и Южная Корея. Китайская версия хороша тем, что обновления для неё выходят на неделю раньше, чем для других стран, но создать аккаунт в Китае — это боль. Тем временем для Тайваня и Кореи нужен только Gmail-аккаунт.
Я использую мод с авто-переводом для PC-клиента, чтобы понимать сюжет и интерфейс. Делаю так с первого дня без страха быть забаненным.
Сюжет
Основной сюжет это изюминка P5X и игроки часто восхваляют его. Он очень хорош, особенно для аниме-гачи. Отмечу, что первые тестировщики жаловались на сюжет, после чего разработчики из Black Wings Game Studio отправились за помощью к сценаристу Юсукэ Нитта, который ранее приложил руку к Persona 5: Tactica и Persona 5: Royal. Он переписал сюжет, и после этого игрокам всё понравилось.
Также в P5X нет огромной коллекции персонажей — в основном вы можете выбить через гачу героев из предыдущих частей Persona. При этом сюжет фокусируется только на некоторых персонажах, а не выжимает деньги из ваших кошельков, чтобы вы обязательно потратили их на следующий баннер. И действительно, основные герои P5X ощущаются и играются как те, которых вы могли видеть в консольных версиях Persona.
Замечу, что мне интересно читать сюжетные диалоги несмотря на то, что глубина повествования теряется из-за авто-переводчика. Даже не могу представить, какое качество будет в англоязычной версии P5X. Некоторые игроки даже считают, что уровень повествования в мобильной версии куда лучше, чем в оригинальной Persona 5.
Хотя P5X — это мобильная игра по крупной франшизе, на данный момент в ней не делается упор на канонических персонажей из P5 — события игры разворачиваются в альтернативной вселенной. Несмотря на аниме-опенинг в начале, почти полностью похожий на тот, что вы видели в P5, в остальном сюжет вращается вокруг оригинальных персонажей. Единственная возможность увидеть канонических героев — проходить дополнительные миссии-кроссоверы.
Основной минус сюжета это медленные обновления. На старте у нас было два дворца, третий представили в июле, а дальше примерно раз в месяц выпускали продолжения по 2-3 часа каждое. История с третьим дворцом закончилась в январе и только в апреле началась новая сюжетная арка, связанная с четвёртым дворцом. Не буду врать, мне нравится качество истории, поэтому я готов долго ждать.
Мне также не понравилось, как выглядит третий дворец, в итоге мне пришлось провести в нём несколько месяцев. Тот же второй дворец выглядел намного круче. Четвёртый мне кажется визуально более интересным, хотя он и является чёртовым муравейником.
Вот все сюжетные трейлеры, которые вышли на данный момент для азиатской версии P5X.
Но что, если вам всё равно на историю? Это нормально, потому что вы можете пропустить диалоги, ускорить их или поставить на авто-прокрутку.
Боевая система
Это также одна из причин, по которой, на мой взгляд, P5X сияет — как и ожидалось, боевая система очень похожа на Persona 5. Если ты бьёшь по слабостям всех врагов и сбиваешь их с ног, если они все сбиты, можешь использовать командную атаку. Если кто-то из них остался на ногах, можно переключиться на другого союзника и попробовать сбить оставшихся врагов с ног.
Что касается ультимейтов, то сначала нужно дождаться, когда заполнится индикатор, причём он общий для всех. А чтобы игроки не прожимали постоянно мощный ульт, на повторное использование действует дополнительный кулдаун. Также в игру добавили авто-битвы — ИИ не самый умный, но свою работу выполняет.
Музыка
У меня были завышенные ожидания к саундтреку P5X после P5, и даже с этим новые треки получились отличными. И хотя они заимствуют многое у треков из P5, вас ждут новые мотивы.
Геймплей
Вас ждут традиционные дворцы-подземелья. Они огромные и куда больше, чем любой данж из P5. Но по сюжету вам нужно пройти только 20% дворцов, плюс игра будет «вести вас за руку» по правильному пути. Также вы можете в любой момент перепройти данжи.
В P5X нет календаря — игровые дни цикличны. Всего каждый день вы можете делать 5 активностей: две днём, две вечером и одну ночью. На это вы тратите очки действий и получаете пять очков каждый реальный день. Ещё есть внутриигровые предметы по типу конфет, которые восполняют ОД). А если вы хотите получить 3-кратный прирост к наградам за некоторые активности, придётся потратить в три раза больше ОД.
Вы также должны прокачивать свои социальные статы, как и в P5. И да, вы можете встречаться с любой девушкой, которая примерно вашего возраста. Причём игра подсказывает, какие ваши решения приведут к романтической тропе. Мой аватар встречается с каждой девушкой, потому что меня веселит играть за «альфу». Ещё в игре есть айтем, который позволяет развестись с вайфу или снова начать отношения, если вы сожалеете о своём прошлом выборе. В остальном система отношений такая же неглубокая, как и в P5.
Мементос это фиксированные подземелья с головоломками и валютой, которую вы собираете, чтобы разблокировать награды и больше зон. Как и в P5, иногда вам нужно преследовать тени людей в ходе квестов.
«Мой дворец» работает, как и в P5R, только с некоторыми особенностями. Вы можете помещать в него конкретных и рандомных персонажей, с которыми можно разговаривать и зарабатывать монеты. Также вы можете покупать вещи за отдельную валюту — они дают небольшие усиления. Со временем дворец будет приносить вам больше монет.
Что касается энд-гейм контента, у нас есть «Море душ», гильдейские битвы и Astrolab Battles — особый режим, где игроки проходят серии боёв с нарастающей сложностью, часто ради наград, прокачки и челленджа. Ещё есть режим магната (прямо как мини-игра из Royal), где вы играете против других игроков, которые сейчас онлайн.
Гача
Я считаю P5X очень щедрой. Вы можете получить большинство лимитированных персонажей или даже всех, будучи F2P-игроком. Но нужно действовать умно:
- В игре есть баннеры на персонажей, оружие и костюмы.
- У некоторых персонажей есть альты, связанные с сезонами и сюжетом.
- Если делать много круток за раз, в баннере с героями вы потратите 1500 валюты, а в баннере с оружием 1000 валюты.
- Есть постоянный баннер для героев, но не оружие.
- Чтобы получить 5-звёздочного героя, нужно в среднем потратить 90 круток. Вам дают рандомного героя за каждые 165 круток и 100% нужного героя за 110 круток.
- Система гаранта переносится на будущие баннеры, но с уточнениями.
- В баннере на героев нет оружия, только 3-звёздочные демоны.
- Баннеры на костюмы появлялись пока только 2 раза. За каждую крутку с вас спросят 365 валюты, плюс вы бесплатно получаете один билет. Вам не нужна премиальная валюта, поэтому F2P-игроки могут участвовать.
Прокачка персонажа
Прокачка стандартная: повышение уровня, возвышение, улучшение оружия и уровней навыков. Да, забыл — чёртова экипировка с RNG. Но есть и положительные стороны — на возвышение персонажа и оружия тратятся универсальные материалы, плюс вы можете свободно конвертировать материалы низкого ранга в более высокий ранг.
Что касается экипировки и RNG, то если вам нужен просто рабочий, а не самый топовый билд, то особо париться не нужно — вы заранее выбираете, из какого сета хотите получить предмет, просто это будет рандомный айтем со случайными статами. Также круто, что можно перенести уровень с одного оружия на другое с условием, что это производится в рамках одного персонажа.
Контент
В первый год игры контент и баннеры обновлялись раз в две недели, за исключением особых дат: например, Китайского нового года. На первую годовщину разработчики анонсировали замедление выхода контента — теперь он выходит раз в три недели. Это было сделано из-за того, что выдавать каждые две недели качественный контент невозможно или очень сложно.
В целом, каждый месяц мы получаем минимум одно крупное обновление, связанное с сюжетом и ивентами. Между такими патчами всё довольно уныло — рераны однотипных ивентов: например, уничтожь двух боссов с разными модификаторами за ограниченное время.
Powercreep
Powercreep — это ситуация, когда новые персонажи, навыки или предметы становятся заметно сильнее старых, из-за чего те постепенно теряют актуальность (примечание редактора).
Да, в P5X есть такая фича, но это не значит, что вам придётся забивать на своих старых и прокаченных героев. Например, разработчики часто баффают персонажей, которые уже вышли. Более того, они высылают опросы с вопросами: «Как вы считаете, кого стоит баффнуть?». В итоге персонаж, который был «середнячком» на релизе, мог стать супермощным. Ещё изменения могут коснуться не только циферок, но и анимаций скиллов.
Я слышал, что ситуация с Powercreep в P5X лучше, чем в том же Honkai: Star Rail. Мне об этом сказали люди, которые играют в обе игры.
Цензура
Если не говорить про китайскую версию, то разработчики стараются свести цензуру демонов и персонажей к минимуму. Более того, изначально некоторые кат-сцены были без крови. В итоге разработчики постепенно добавляют кровь на сервера P5X, не относящиеся к Китаю.
Итоги
Я рекомендую эту игру, если вам нравится P5. Я не могу рекомендовать эту игру, если вы ждёте от неё уровня качества проектов от HoYoverse или если вам не нравится наличие досок почёта. Сразу скажу, что P5X вряд ли сможет тягаться с той же HSR, поэтому вряд ли она заставит HoYo как-то поменять свой подход и стать лучше — слишком разные весовые категории.