Рецензия на Rise of Civilizations - интересно и красиво, но очень знакомо
Что разработчики мобильных игр научились делать идеально — так это презентовать свои игры. Они создают довольно неплохие, часто кинематографические трейлеры; заманивают действительно хорошей картинкой, которая хоть и не сравнится с уровнем ПК, на небольших экранах смотрится достойно; обещают грамотное совмещение одиночной кампании и мультиплеерных элементов, так чтобы вам было интересно играть и самому, и в компании друзей, а иногда и против них.
И вот ты такой заходишь в очередную «настоящую стратегию» на мобильных, которая называется как-то наподобие «Royale Civilizations' Rivals of Clashing Empires and Lords» и понимаешь, что ничего нового в ней нет, но осознаешь, что именно такие игры находятся на верхушках чартов, реально привлекают миллионы игроков и развиваются. Изменится ли это когда-нибудь? Неизвестно. А пока на обзоре Rise of Civilizations, которая в очередной раз пообещала что-то новое, но выглядит как все то, что мы уже некогда видели.
Начало игры
Начинается все с выбора цивилизации. На данный момент в игре присутствует 8 вариантов: Рим, Британия, Испания, Германия, Франция, Китай, Япония и Корея. У каждой из них свой уникальный юнит и набор преимуществ, например, усиленная атака пехоты, увеличенная защита, ускоренное строительство и так далее.
Следом за этим стартует очень крутой кинематографический ролик. Он не анимирован полностью, но выглядит интересно. Трехмерные модели, качественное освещение, атмосферные музыка и озвучка. Такой вот старт действительно настраивает на что-то глобальное уровня Sid Meier’s Civilization.
Но потом начинается игра, и иллюзии рассеиваются. В первую очередь, это связано с неизбежным ощущением, что все это где-то уже было. Так оно и есть!
Вы становитесь правителем небольшого поселения, окруженного стенами с базовым набором строений, среди которых ратуша, казарма, склад, больница и хижина строителей.
Вас не бросают с места в карьер, а сначала знакомят с игровым процессом, который опять-таки будет знаком каждому, что играл в подобные мобильные стратегии. Первые полчаса за вами будет следовать советница, которая расскажет про каждый из элементов игры.
Первое время геймплей будет состоять исключительно из выполнения заданий. Они довольно простые, предусматривают те действия, которые вы и так бы выполняли и хорошо вознаграждаются. Были моменты, когда я выполнял 10-15 заданий за раз, сам того не осознавая. В итоге, сидел и просто получал награды, одновременно думая, а куда же все это тратить?!
Вы будете много заниматься строительством. Это весьма нетривиальное занятие. Просто выбираете в списке доступных строений нужное, подыскиваете для него место и размещаете. Все здания потом можно перемещать. Места будет маловато, но с более поздними уровнями вы сможете, во-первых, очистить свою территорию от леса, а во-вторых, банально расширить границы.
Не менее важно и прокачивать здания. От этого процесса зависит развитие целой цивилизации (как бы странно это не звучало). Так, переход от одного века к другому возможен только по достижении определенного уровня ратушей — главным зданием в городе. Но чтобы прокачать ее необходимы стены, а стены тоже просто так не улучшаются. При этом каждое из действий требует либо времени, либо драгоценных камней, коих в начале игры хватает с головой, но есть ощущение, что так будет не всегда.
Еще один на первый взгляд важный элемент геймплея, который при детальном знакомстве с ним разочаровывает — это сражения. Уменьшая масштаб карты, вы выбираетесь из своего поселения и оказываетесь на масштабной территории, где можно увидеть цивилизации других игроков и странствующих варваров. Здесь нет ни пошаговых сражений, ни даже анимации. Вы просто указываете, с кем хотите вступить в стычку, подводите свой отряд, и битва начинается.
Неочевидные вещи
Признаюсь, от игры я не получил ни малейшего удовольствия.
Тем не мене это не значит, что она не понравится остальным, поскольку, как я уже говорил, у подобных проектов очень широкая аудитория.
Однако и привычного разочарования или раздражения, которые я обычно испытываю, изучая игры, в которых много бесплатных элементов, таймеров и всего в таком духе, тоже не было. Я был просто расстроен. Расстроен тем, что хорошая идея, музыка, озвучка, картинка и анимации растрачиваются исключительно на донатные идеи, призванные лишь принести денег разработчикам.
И ладно бы разработчики просто не знали, как это делается. Но ведь есть потрясающие примеры в лице Sid Meier’s Civilization, серии Endless и других.
И Rise of Civilizations даже есть чем похвастаться в определенные моменты: отличные ролики и общее качество картинки. Если бы играть в эту стратегию было интересно, ее хотелось бы открывать и ради картинки тоже.
В ней есть элементы, свойственные взрослым проектам, но они работают сами на себя и почти не привлекают внимания игрока. Например, кто бы мог подумать, что в стратегии, где все строится на донате, будет дерево развития технологий, прокачка военачальников и, что самое неожиданное лично для меня — полноценные отчеты о сражениях.
Вы действительно получаете письма в которых указано, сколько длилась битва, скольких воинов вы потеряли, насколько они были эффективны и так далее. И это смотрится потрясающе. Как бы глупо это не звучало, но в такие моменты чувствуешь себя кем-то приближенным к реальным сражениям, человеком, для которого тактика — это не пустые слова. Но отрицательный момент в том, что использовать полученную информацию попросту негде. Один раз посмотрите, второй... и перестанете даже открывать эти отчеты, потому что отчеты не помогут вам стать лучше или поменять подход к ведению боя.
В некоторых местах вы сможете почитать описания той или иной эпохи или узнать историю воинов, которые находятся в вашем распоряжении. Это очень уместно для такого рода игры, но оставаться в ней только ради того, чтобы выискивать подобные факты, тоже не очень хочется.
Еще тут есть экспедиции — такие себе рейды, куда вы отправляете свои отряды сражаться против врага, который с каждым этапом становится все сильнее. Это интересный формат, если бы присутствовала игра, а она заканчивается на том моменте, где вы указываете, куда стоит пойти войскам.
Мультиплеерные элементы
Есть в игре и мультиплеер. Вы можете помогать соседним государствам в их сражениях против варваров или подкидывать им ресурсы.
Иногда бывают действительно интересные моменты, когда, например, вы направляетесь на вражеский отряд и видите, что с противоположной стороны мчится конница другого игрока. Сильно это ничего не меняет, но ощущения взаимодействия действительно появляется. Наконец, есть кланы, в которые можно объединяться, выполняя общие цели и вкладываясь в совместное развитие технологий.
BlueStacks 4
Играл я в Rise of Civilizations с новой версии эмулятора BlueStacks 4, и это единственное, где нет никаких нареканий. И без того отличная картинка смотрится очень сочно на большом экране. Никаких зависаний или долгих загрузок.
А когда привыкаешь к интерфейсу — очень кстати оказывается конфигуратор кнопок. Я просто установил на те места экрана, куда чаще всего нажимал, нужные клавиши и сэкономил драгоценное время. Если вы планируете долгосрочное развитие в игре, то они точно будут незаменимы.
Выводы
Мобильные игры выпускают на рынок крупные издатели, которые хотят и сами заработать, и обеспечить достойную заработную плату людям, которые над ними работали. Но мне всегда интересно, как себя чувствуют последние, осознавая, что их проект никогда не войдет в некий зал славы мобильных игр и не оставит теплые воспоминания у игроков?
Если их это не волнует, тогда они отлично справляются со своей работой. А вы, если любите бесплатные стратегии, выполненные по всем современным стандартном, но с явным влиянием бесплатной модели распространения, обязательно должны попробовать Rise of Civilizations – кое в чем она действительно пытается экспериментировать и выводить жанр на новый уровень.