Обзор Brawl Stars — мобильную Overwatch заказывали?
Я не фанат мультиплеерных развлечений. Ни на ПК, ни на мобильных у меня нет ни одной игры, в которую я наиграл бы больше 50 часов. Популярные Clash of Clans и Clash Royale я тоже пробовал, но оставил их где-то на втором часу знакомства, понимая, что вкладывать деньги я не собираюсь и ждать тоже не хочу.
Поэтому обзор Brawl Stars от меня — это не анализ мультиплеерного и киберспортивного потенциала игры и не ода любимому разработчику, а обзор от незаинтересованного в конкретном продукте, но влюбленного в игры человека.
Что такое Brawl Stars, и почему ее так ждали?
Brawl Stars – это переосмысление жанра MOBA на мобильных платформах от студии Supercell, которая создала такие хиты как Clash of Clans и Clash Royale. В ее портфолио есть еще Boom Beach и Hay Day, но это просто качественные игры в стиле студии, но не такие громкие хиты.
У себя в голове я постоянно сравниваю Supercell с Blizzard. У первых, конечно, нет такого наследия, но это и не главное. Создателей Warcraft и Diablo часто называют специалистами в обращении с новыми жанрами:
- Они создали MMORPG World of Warcraft, которая считается чуть ли не самой популярной в истории
- Придумали Hearthstone, на которую равняются все современные разработчики карточных игр
- Переосмыслили сессионный шутер, выпустив Overwatch
По аналогии с тем, как Supercell у меня ассоциируется с Blizzard, Brawl Stars во многом напоминает Overwatch. И учитывая довольно странную репутацию этой игры и неоднозначное отношение публики к ней, со своей стороны скажу, что это однозначный плюс.
А что же Supercell?
Их Clash of Clans – чуть ли не популярнейшая мобильная стратегия в истории. Clash Royale – очень оригинальная смесь из стратегии и карточной игры. При этом каждый их проект — это еще и образец выразительной графики, простого интерфейса и игрового процесса, построенного по концепции «Easy to learn, hard to master», которой, кстати, пользуются и в Blizzard.
Brawl Stars. Мне понадобилось три матча, чтобы понять, как управлять персонажем; какова глобальная цель матча; что делать, чтобы стать звездным игроком и чего не делать, чтобы не проиграть? Но спустя 2 часа я так и не стал непобедимым. Это залог качественной игры. И Brawl Stars ею является.
Мобильный MOBA-шутер
Как нельзя было не начать рассказ об игре с описания студии, создавшей ее, так не получится не затронуть и особенностей жанра. Brawl Stars – не MOBA в чистом виде, но использует некоторые ее особенности.
MOBA – это мультиплеерный жанр с несколькими отличительными чертами:
- Командная игра прежде всего
- Есть несколько персонажей, которые отличаются своими характеристиками и типами атак, и могут становиться сильнее в течение боя
- В игре всегда есть глобальное задание, помимо банального «убей всех»
Основное задание в играх этого жанра — уничтожить базу соперника, не дав уничтожить свою. Но Supercell пошли дальше и со старта предложили игрокам сразу несколько режимов:
- Захват кристаллов — посреди карты расположена шахта, из которой раз в несколько секунд возникает кристалл. Команды должны захватывать их. Как только у одной наберется 10, запустится таймер обратного отсчета. Если за 15 секунд значение накопленных кристаллов не опустится ниже 10, команда победила. Лишить ее заработанных кристаллов можно, убив персонажа. Так, преимущество может оказаться на стороне команды-аутсайдера за считанные секунды
- Столкновение — это вариация на тему королевской битвы. В соло-режиме или в паре с другим игроком вам предстоит выживать на карте, которую с разных сторон окружают ядовитые газы. В процессе можно становиться сильнее, собирая энергию или забирая ее у побежденных оппонентов
- Награда за поимку — здесь вы получаете звезду при каждой победе над персонажем оппонента. Кто соберет больше звезд, тот и победит
- Ограбление — каждая команда должна взломать сейф противника, не отдав ему свой
- Броуболл — местный аналог футбола. Побеждает команда, забившая 2 гола
Со временем разработчики будет проводить интересные события и открывать новые, ограниченные по времени режимы.
Принадлежность к MOBA (и то отдаленная) определяет только принципы: разнообразия персонажей, взаимодействия в команде и единой цели. Геймплейно же, это шутер с видом сверху.
Управление
Если в стратегиях достаточно не забивать весь экран кнопками, а использовать только самые нужные и грамотно объяснить, для чего каждая из них нужна, то в случае с экшеном это не сработает.
Для игры, в которой победа зависит от удобства управления и прицеливания, эти элементы критически важны. Supercell не изобретала велосипед. Двигаться вы будете при помощи джойстика, который появляется при нажатии на экран в левой части экрана.
За атаку отвечает привязанный, но большой и удобный джойстик справа. Его можно оттягивать и видеть область поражения или тапать — тогда персонаж просто откроет огонь по ближайшему врагу. И какая MOBA без ульта? В Brawl Stars его назвали «СУПЕР». За него отвечает маленький джойстик рядом с основным. Нескольких битв хватит, чтобы привыкнуть ко всеми не испытывать неудобств.
Персонажи
Отдельный пункт любви игроков к жанру — уникальные персонажи. Над этим разработчики тоже поработали. Меня очень порадовало, что каждый персонаж — это не просто новое соотношение здоровья и уровня урона, а оригинальный герой, которым нужно учиться играть.
- Шелли стреляет из дробовика. Ее «Супер» уничтожает укрытия и удерживает противников на расстоянии
- Нита атакует волной энергии, а ее Супер — огромный медведь, непрерывно атакующий врагов, пока его не убьют
- Кольт стреляет из револьверов. Супер усиливает выстрелы, так что они долетают дальше и уничтожат укрытия
- Поко атакует врагов звуковой волной, а Супером лечит себя и союзников
И все в таком духе. Наверняка в игре уже скоро появятся фавориты и нелюбимые персонажи, но сейчас такое разнообразие указывает лишь на то, что разработчики уважают игроков.По крайней мере, хочется в это верить.
Free-to-play
В начале обзора я немного лукавил. Все-таки я предвзят. Я не люблю бесплатные игры. Одна только модель распространения заставляет меня изначально снизить оценку проекту до 8 баллов, насколько бы он ни был прекрасным.
Все игры Supercell бесплатные, и только благодаря этому компании удается зарабатывать сотни миллионов долларов.
Насколько же критична эта модель в случае с Brawl Stars? Основная моя претензия — прокачка персонажей вне битв. Я не знаю, есть ли нечто подобное в других играх, но здесь вы можете почти со старта внести много реальных денег и получить крутых персонажей. Для этого вам понадобится сперва купить очки силы, чтобы открыть путь для развития, а после — монеты, за которые и происходит прокачка.
С одной стороны, это несправедливо по отношению к тем игрокам, которые накапливают и очки, и монеты игровым путем. С другой же, если при создании матча соперники подбираются согласно силе, то претензий быть не должно. По сути, прокачивая своего персонажа за деньги, игрок таким образом делает себе лишь хуже, оказываясь в высшей лиге, но не имея игрового опыта, с которым он бы мог там побеждать.
В игре есть аналог боевого пропуска. В бою вы получаете трофеи, а определенное их количество открывает новых бойцов, режимы, дает контейнеры и разную валюту.
Малые контейнеры выдаются за каждые 100 накопленных жетонов, а большие — за 10 звездных жетонов, которые выдаются, если вы проявили себя лучше остальных на поле боя.
BlueStacks
Я играл в Brawl Stars на iPad Mini, 5,5-дюймовом смартфоне и 14-дюймовом ноутбуке с эмулятором BlueStacks. Несложно догадаться, где было удобнее всего. Самое важное преимущество ПК — управление. Хоть Supercell и сильно постарались, играть в шутер с мышкой и клавиатурой все-таки в разы удобнее, чем с помощью сенсорных джойстиков.
С другой же стороны, Brawl Stars — мобильная игра и создавалась она с прицелом для игры на смартфонах. Выдающейся картинкой она похвастаться не может, а к управлению быстро привыкаешь, поэтому использование эмулятора — это, скорее, дополнительная возможность. Но возможность приятная.
Выводы
Мне игра понравилась. В нее интересно играть, и вас не ограничивают в количестве матчей. Да, есть ограничения в виде жетонов, которые спустя определенное время перестают выплачивать, но когда проходит первоначальная лихорадка, во время которой играть хочется сутки напролет, и Brawl Stars превращается в развлечение, чтобы занять 10-15 минут — это идеальный формат.
Мне не очень понравилась картинка. Она трехмерная, но модели не выглядят такими. Да и запоминающимися персонажей не назовешь. В Overwatch, с которой я сравнивал Brawl Stars в начале, есть интересный, пусть и не без противоречий лор. Здесь же даже не до конца понятно, кто эти персонажи и где происходит действие. Но Supercell — разработчики опытные и наверняка понимают, что мобильным игрокам это не нужно.
Не знаю, как поведет себя донат в долгосрочной перспективе, что будет с балансом и как скоро разработчики поправят сетевые неполадки, но при первом знакомстве Brawl Stars производит впечатление оригинального мобильного приключения, созданного с пониманием того, как на нем можно заработать, но и не без души.