Я купил Assassin's Creed Shadows в день релиза на PC. За это время я прокачал Наоэ до 21 уровня и открыл Ясукэ, побывал в Иге, открыл большую часть Идзуми-Сэтцу и выполнил много основных сюжетных и второстепенных миссий. Благодаря этому я понял, что мне не нравится в этой игре.
1. Повторяющийся игровой цикл
Основной геймплей AC Shadows состоит из нахождения и убийства основных целей — Синбакуфу. Они находятся в разных регионах, а те, в свою очередь, требуют всё более высокого уровня Наоэ и Ясукэ, чтобы побеждать хотя бы обычных врагов. Просто так прийти на нужное место и зарезать одну из целей не получится — вы выполняете миссии, объединяетесь с союзниками, собираете информацию о противнике и наблюдаете за развитием сюжета, как положено в серии Assassin's Creed.
Но, как по мне, основной игровой цикл быстро приедается и становится неинтересным. Сейчас покажу на примере. Мне дали задание — поговорить с Исэ Садаоки, который поможет мне проникнуть в Хоннодзи, чтобы наказать Оду Нобунагу.
Квестовый NPC находится в населённом пункте, где я ещё не был. Также зачастую игра не показывает вам на конкретного персонажа, а указывает примерную зону, где он находится. Если вы в дороге помогли крестьянину избавиться от бандитов или поговорили ещё с каким-то важным жителем феодальной Японии, вы узнаете слухи и ценную информацию. Благодаря этому игра, помимо примерной зоны поиска, будет выводить дополнительную информацию: в какой части региона (например, юго-запад), рядом с каким храмом или в каком квартале города стоит искать.
Зачастую такие подсказки больше сбивают с толку, поэтому я использую более прямолинейный способ: даю задачу лазутчикам, выбираю примерную область поиска на карте и, если моя догадка верна, получаю более точный маркер или зону поиска, если ранее её не было. На каждую попытку тратится один лазутчик. Они восстанавливаются с новым временем года или вы можете вернуть их через Какурэгу, заплатив за каждого 200 монет. С последним у меня ещё ни разу не было проблем, поэтому при каждой телепортации в Какурэгу я просто восполняю запас лазутчиков.
Но это не главная вещь, которая рушит иммерсивность. Зона поиска относительно большая и без дополнительной информации приходится оббегать каждую улочку и пролазить в каждый дом, что нервирует местных стражников. Они не проблема, об этом я поговорю в следующих пунктах, просто есть более лёгкий способ найти жертву.
В AC Shadows есть функция «Наблюдать», которая в паре с «Орлиным зрением» позволяет подмечать ценные предметы, даже если они находятся за стеной и никто из персонажей вам о них не говорил. Ещё таким способом можно обнаружить квестовые предметы и цели — они обозначены синим кругом. Это напрочь убивает концепцию «теперь у вас нет птицы, поэтому находить предметы стало сложнее». А так как подобный игровой луп повторяется из разу в раз, постепенно начинаешь от него уставать и абьюзить игровые механики, превращаясь скорее в спидранера, чем в чуткого ассасина, который вообще-таки должен «оставаться в тенях, чтобы служить свету».
2. Слабый уровень сложности
Чтобы мы были «на одной странице» и понимали друг друга, на скриншоте указан уровень сложности, на котором играю в AC Shadows — норма. Как говорит игра, на нём Наоэ должна скрываться, вступая в бой лишь при необходимости. Это полная чушь и вот почему.
За выполнение сложных сюжетных миссий, убийство сильных врагов и закрытие длинных второстепенных цепочек квестов вам выдают экипировку более высокого уровня и более редкую. Благодаря этому повышается ваш урон и живучесть. Помимо этого вы фармите материалы, которые нужны для улучшения базы и заточки предметов, что также повышает исходящий урон и уменьшает входящий урон.
В целом этого достаточно, чтобы подбегать к одиночным целям и убивать их тихо или нападать на целую группу, состоящую из самурая-дайсё, копейщиков, лучников и мечников. Чтобы не быть голословным я записал короткое видео, в котором показал типичное проникновение на вражескую базу в актуальной по уровню локации.
3. Бесполезные времена года
Перед релизом AC Shadows в Ubisoft рассказывали, как зимой враги будут медленнее бежать за вами, со сменой времён года воюющие фракции будут менять своё местоположение, а поиски Ясукэ или Наоэ по всему региону будут прекращаться. Даже если всё это в игре работает, это настолько незаметно, что кажется скорее маркетинговым ходом, чем реальной игровой механикой. Единственное, на что влияет смена времён года в моём случае — автоматически восстанавливаются лазутчики и меняется природа.
4. Однокнопочные бои
У Наоэ есть обширный арсенал оружия:
- Два основных оружия
- Сюрикен и кунай
- Колокольчики
- Дымовая бомба.
Но враги в этой игре настолько тупы, что я просто использую меч и сильную атаку, порой заряжая её, чтобы пробить защиту копейщиков и боссов. Что касается возможности самураев выбегать из дымовых завес и искать вас в кустах, то это может удивить и взять врасплох только в прологе, после чего «болью в попе» будут только резвые ниндзя с кинжалами и сюрикенами. Более сильных врагов можно тактично выбивать с помощью красных резервуаров со взрывчаткой, которые удобно расставлены разработчиками.
5. Стелс скучнее прямого столкновения
Когда я смог играть за Ясукэ, то понял, насколько этот персонаж веселее и сильнее Наоэ — за девушку-синоби ты должен дожидаться ночи, чтобы прятаться в тенях, свистеть из кустов и привлекать внимание врагов, участвовать в простых дуэлях с самураями и убегать из сложной битвы, если осталось мало HP, а провизии больше не осталось. С Ясукэ всё совсем иначе — он рождён, чтобы убивать, поэтому он толкает ногой в стиле «Это Спарта!» даже крупных амбалов, из-за чего они часто ударяются об стены домов и разрушают их. Также самурай не прочь насадить врага на меч или отрезать ему голову, тогда как Наоэ только проткнёт противника или перережет ему глотку.
В случае с Ясукэ чувствуешь себя непобедимой машиной, эдаким Терминатором, причём сама игра на это всячески намекает: он может ломать двери, заборы, впитывать в себя больше урона, а если захотите, то превратится в искусного лучника, сменившего тяжёлые латы на лёгкую тканевую одежду и атакующего издалека и из кустов. То есть у него ещё и больше вариативность геймплея.
6. Непроходимая дикая природа
Если вы хотя бы раз сбивались с пути в AC Shadows, то понимаете меня — местная природа настолько недружелюбна, что вы будете с трудом пробираться через густые заросли или наткнётесь на слишком крутой подъём, из-за чего персонаж будет скатываться. Радует хотя бы, что бамбук можно срезать, но в целом игра постоянно намекает, что лучше не срезать и идти по основной дороге или хотя бы протоптанной тропе.
7. Ненужная лошадь
Уберите лошадь из AC Shadows и вы ничего не потеряете в плане геймплея. Да, в игре есть открытый мир, но и точек быстрого перемещения столько, что для дальних расстояний используешь их, а для более близких (около 300 метров) — бежишь на своих двух. Более того, вы не можете скакать галопом по городу и постоянно застреваете в низких японских арках. Также у лошади нет имени, у неё нет выносливости, у вас её не могут украсть и она никакую роль не играет в сюжете. И самое главное — персонажи никак не взаимодействуют с окружающей средой и лошадью во время скачки, как это было в «Призраке Цусимы», когда ты галопом несёшься через цветочные луга, а твой герой наклоняется к ним и трогает ладонью.
8. Нет самурайских дуэлей
Чем мне ещё запомнился «Призрак Цусимы», так это своими смертоносными и кинематографично поставленными дуэлями — один взмах мечом отделяет тебя и врага от смерти, плюс противник может всячески провоцировать и делать ложные движения. В этом плане AC Shadows сильно уступает Призраку, так как в ней есть стандартные «замесы», где вы делаете сильный или слабый удар, можете поменять оружие и использовать гаджеты по типу дымовой бомбы или сюрикена. Никакой киношной камеры, никаких напряжённых моментов с выжиданием момента для идеального удара. Даже местные битвы с боссами максимум, что могут предложить — интересный саундтрек со смесью современных битов и классических японских мотивов.
9. Ясукэ как знаток японского языка
Я не знаю японский язык, поэтому специально включил режим «Погружения», чтобы все персонажи в игре говорили только на своих языках: японцы на японском, а португальцы на португальском. К сожалению, Ubisoft не воспользовались идеальной возможностью поставить игрока на место чужака и иностранца, который прибыл в лице Ясукэ в Японию и не понимает, о чём все говорят. На этом фундаменте можно было бы построить несколько курьёзных ситуаций, может быть даже смертельных, из которых Ясукэ спасали бы его хозяева-португальцы. К сожалению, даже на старте игры персонаж спокойно признаётся Оде Нобунаге, что он идеально знает японский и не только понимает его на слух, но и может идеально изъясняться.
10. Скучная первая половина игры
Как по мне, AC Shadows слишком долго «разгоняется» и занимает много времени до того момента, когда сюжет становится реально интересным. До того, как я встретил Ясукэ, я мало чего понимал — как Наоэ и её родственники связанны с братством ассасинов, какую роль в сюжете будет играть темнокожий самурай, какая трагедия произошла у Дзюдзиро и кто на самом деле является предводителем банды Синбакуфу. В этом плане игра ведёт себя слишком вольно, показывая себя скорее как песочницу, где на один квадратный метр море разных активностей, а самые интересные моменты нужно найти самому.
Напишите в комментариях, что вам не понравилось в AC Shadows и почему.