История классических DOOM и как они чувствуют себя на iOS и Андроид
«Война, война никогда не меняется»...ой, это же из другой франшизы! В общем, привет, любители мобильных игр, с вами AppTime Media и я расскажу, что бывает с демонами, если поместить их в одну комнату с морпехом. Короткий ответ — начнёт играть заглавная тема из серии DOOM. Мы посмотрим, почему именно ей отвели почётное место в истории игровой индустрии, а также почему сочетание шутера и сюжета не всегда есть хорошо. Поехали!
DOOM
Первая часть DOOM вышла в 1993 году на PC, а только спустя 25 лет её перенесли на смартфоны. Это не первый проект студии id Software, до этого была не менее известная игра — Wolfenstein 3D. На самом деле движок, написанный легендарным Джоном Кармаком, создавал иллюзию трёхмерной графики, как позже было с играми на PlayStation 1 — большего с технологиями того времени добиться было нельзя. Подобные технические ограничения некоторые студии закрывали при помощи лора, подававшегося в виде буклетов и целых произведений, особенно если франшиза изначально существовала в виде настольной игры. С DOOM всё было иначе, ведь это оригинальное IP с упором на реалистичность и жестокость, а сюжет Кармак всячески отвергал, хотя один из его коллег успел написать «Библию DOOM».
По сюжету «Морской пехотинец рока» — так тогда окрестили главного героя — перемещается по Марсу и его спутникам, чтобы остановить нашествие демонов. Откуда они появились? Всё просто — «Объединённая Аэрокосмическая Корпорация» нашла на Марсе разлом с энергией, превосходящей атомную и все остальные, что используются на Земле. Так вот, добывают эту энергию прямиком из Ада, что в итоге привело к поклонению демонам, жертвоприношениям и открытию портала.
Небольшая ремарка — так как Кармак не хотел сюжета для DOOM, то его додумывали фанаты и авторы книг. Даже так целостной картины у нас нет, плюс порой создания id Software противоречат друг другу. Из-за этого сложно сказать, находится ли Ад под Землёй, Марсом или это параллельная реальность. Вообще многие дыры в истории DOOM разработчики пытались залатать понятием о мультивселенной, что давно сходит на руку той же Marvel, но не все согласны с такой позицией.
В плане геймплея DOOM проста до невозможности — мы бегаем по картам-лабиринтам в поисках ключей, чтобы открыть двери, а под конец уровня добираемся до лифта. Путь нашему морпеху преграждают демоны, начиная беззащитными болванчиками и заканчивая убер-боссами с огромными мышцами и пулемётами. Также на локациях имеются взрывные бочки и ядовитые жидкости, которые могут умертвить защитника Земли. Большую часть времени вы будете задаваться вопросом: «А где я, чёрт возьми, нахожусь?». И не забудьте про спрятанные комнаты, пасхалки и секретные уровни. Проект стал настолько популярным, что в него залипали все, включая основателя Epic Games Тима Суини и фронтмена группы Nine Inch Nails Трента Резнора.
Мобильную версию перенесли с оптимизацией под сенсорные экраны — поддержка 120 Гц, разрешение экрана в формате 16:9, контроллеры и геймпады вместе с множеством модов, выходящих и по сей день, позволяют наслаждаться DOOM даже сейчас. Причём за обновления платить не надо. Ну а теперь переходим ко второй части.
DOOM II
После головокружительного успеха DOOM, ритейлеры и геймеры умоляли сделать вторую часть. На этот раз задача для id Software была куда проще — студия использовала прежний движок, немного улучшив некоторые части геймплея, например, теперь арсенал оружия сохранялся при переходе на следующий уровень. Конфеткой данной части стали новые уровни, мощная двустволка и не виданные ранее типы монстров, например, Ревенанты, со временем ставшие лицом франшизы.
Джон Кармак и Джон Ромеро чувствовали себя настоящими рок-звёздами, поэтому во время разработки часто отвлекались на оригинальный DOOM и раздавали автографы прохожим на улице. Главная задача была следующей — выпустить DOOM II к Рождеству 1994 года, потому что копии первой части расходились как горячие пирожки без особых затрат на маркетинг. Только на этот раз Кармак решил не распространять бесплатные копии, они же «shareware», так как многие игроки в итоге отказывались платить за полную версию. Ну и акцент был сделан на мультиплеер, а именно режим «детматч», что ещё больше подогревало интерес к лицензионной версии.
В плане сюжета DOOM II является сиквелом и переносит Морпеха Рока на Землю, где силы Ада поработили людей и даже убили его любимого кролика (теперь понятно, откуда авторы Джона Уика черпали вдохновение). Из-за этого геймеры побывают на около-земных локациях, то есть это города с разрушенными строениями и полчищами демонов. Единственное, на что жалуются фанаты франшизы — три уровня, включая «Город» с сомнительным геймдизайном: пустые и серые закоулки, комнаты-ловушки и настоящий лабиринт с узкой и высокой тропой, с которой легко упасть. Ну а самым ненавистным врагом стал Арчвайл — самый быстрый из наземных монстров, плотный по здоровью, стреляющий мощным зарядом и воскрешающий трупов. Но даже и здесь игроки смогли найти выгоду для себя — его атака подбрасывает Морпеха вверх, из-за чего можно преодолеть некоторые препятствия без необходимости искать ключи.
Что до мобильной версии, то она поддерживает разрешение 16:9, частоту обновления 90 и 120 Гц, плюс множество аддонов, совершенно изменяющих DOOM и открывающих портал в огромные миры моддеров. В Интернете есть целые компиляции с наборами, предлагающих на движке id Tech поиграть в Ёжика Соника или снова войти в роль Уильяма Бласковица, протагониста серии Wolfenstein, вершащего правосудие над фашистами.
DOOM 3
А теперь поговорим про последнюю «классическую» часть DOOM, о которой хардкорные фанаты франшизы пытаются не думать. Дело в том, что на момент начала разработки оригинальный костяк студии распался, поэтому остался чисто Джон Кармак с навороченным движком, позволявшим играться с освещением и добавлявший интерактивности. Да, вы не ослышались — теперь DOOM был про сюжет, саспенс и неожиданные встречи с монстрами в тёмных закоулках марсианской базы. Добавьте сюда множество кат-сцен, диалогов, записок и получите не шутер от первого лица, а immersive sim наподобие System Shock и Deus Ex.
Несмотря на 4 потраченных года, id Software вряд ли смогли окупить проект — его раннюю версию слили партнёры, а за два дня до официального релиза финальная версия появилась «на торрентах», а так как особого упора на мультиплеер не было, то геймеры снова не спешили заносить деньги дяде Кармаку. Немного иронично, ведь разработчики как раз хотели вернуть DOOM к её корням, а порой и вообще мечтали сделать чистый ремейк первой части, только на новом движке; только они забыли, что как раз за неё люди не хотели платить, ведь бесплатной версии хватало за глаза.
С мобильной версией всё ещё печальнее — в следующем году франшизе DOOM исполняется 30 лет, а разработчики так и не планируют выпустить третью часть на iOS и Андроид, предлагая геймерам аркаду Mighty DOOM с однокнопочным управлением. Но попытки были — в 2015 году улучшенную версию BFG Edition перенесли на планшет Nvidia Shield. Ну а с тех пор моддеры и энтузиасты смогли запустить DOOM 3 на Android-смартфонах. То есть поиграть можно, но придётся париться с эмулятором, установкой и точечной настройкой под своё устройство.
DOOM RPG (благодарность для дочитавших)
Но я бы слукавил, сказав, что на этом всё и все могут разбегаться по делам. Нет, ещё в 2005 году id Software выпустила на мобильные устройства DOOM RPG, по графике напоминавшей первые две части, а по сюжету сильно пересекающейся с третьей. Изначально это была пошаговая RPG, но благодаря энтузиастам проект перенесли на современные смартфоны и сделали настоящим шутером от первого лица. Причём заведует всем русскоговорящий разработчик. Всю информацию по установке легко можно загуглить и найти на GitHub, там даже есть версия для PC.
А теперь у меня всё, дорогие друзья. Спасибо, что досмотрели до конца; мы стараемся только для вас! Не забывайте заглядывать на наш сайт AppTime, где публикуют свежие новости из игровой индустрии. Мирного вам неба над головой и до скорых встреч!